«Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1:3-7).
Павел писал Тимофею о Божьем Слове - о его Источнике, его достаточности и его спасительной силе. Он хотел, чтобы Тимофей понял важность здравого учения (1:3-7), мог бы распознать его и противостоять любому неверному применению Слова (1:7-11). Он писал о том, что Бог дает грешникам искупление (1:12-17), и подчеркивал, что Бог требует принятия решения от каждого из нас (1:18-20).
ИСКАЖЕНИЕ БОЖЬЕГО СЛОВА (ст. 3, 4)
Павел видел, что люди повсюду стали искажать драгоценное евангелие, и поэтому неудивительно, что он требовал от Тимофея не пренебрегать Божьим Словом, как это сделали некоторые (1:18-20). Павел имел такое право, так как был апостолом Христа. Павел был избран “по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей” (1:1) нести людям евангелие, которое призвано было избавить нас от нашего грешного прошлого (Рим. 3:23; Еф. 2:1-6). Его учение должно было открыть нам славное будущее (Кол. 1:24-28).
Тимофей, как истинный сын в вере, получил, согласно стиху 2, три божественных дара. (1) Ему была дана “благодать”, укреплявшая его для предстоящего служения (2 Тим. 2:1), чтобы он мог возрастать и отдавать сверх своих возможностей. (2) Ему была дана “милость” на случай возможных ошибок, которые он мог допустить, выполняя многочисленные обязанности своей работы (Евр. 4:16; Еф. 2:4-9). (3) Ему был дан “мир”, или внутренняя уравновешенность, позволяющая человеку стойко трудиться независимо от внешних обстоятельств. Павел, находясь в тюрьме, показывал, как проповедник справляется с беспокойством. (См. Фил. 4:4-7). Подумайте над этими тремя особо выделенными Павлом дарами. Воистину, Божье Слово, которое Он передал в руки благовестника, является силой, способной изменить жизнь, если христианин будет следовать его принципам в разных житейских ситуациях.
Когда Писание искажается, бдительный благовестник должен увещевать виновников этого, “чтобы они не учили иному” (1:3).
“Иное” учение может быть басней (греч. мифос - выдумка, ложь), которая принимается за истину, потому что это именно то, что некоторые хотят услышать (2 Тим. 4:3, 4). Подобное было распространено среди иудеев при жизни Павла и Тимофея, но то же самое можно сказать о чем угодно, что становится притязанием “отвращающихся от истины” (Тит. 1:14). Это могут быть и “родословия бесконечные”, и высказывания вроде “мы всегда так делали”. В дни Павла, в частности, для разжигания религиозной и национальной гордости прибегали к прошлой иудейской истории, результатом чего было предвзятое отношение к язычникам (см. Мф. 3:1, 7-10; Деян. 15:1-31; Мк. 7:8-13). Эта проблема вызывала “распри о законе” (Тит. 3:9-11).
Распри обычно “производят больше споры, нежели Божие назидание в вере” (ст. 4; см. 6:4, 20; 2 Тим. 2:16, 23; 4:4; Гал. 2:11—3:9). Споры (греч. экдзетесис - расследование; разбирательство в тонкостях; пререкание) могут вызвать мелочные разбирательства и разногласия, что не приведет ни к чему хорошему! Иллюстрацией сказанному могут послужить два ярких примера, которые мы находим при сравнении Мк. 14:53-59 с Деян. 6:8-14 и Мк. 15:22-24 с Деян. 7:57-60. Один случай закончился распятием Христа, а другой - побиванием камнями Стефана! Многих такое поведение привело к духовной смерти (Мф. 7:20). Да будет каждый проповедник благословлен мудростью, чтобы он мог гасить все губительные споры.
ПРИМЕНЕНИЕ БОЖЬЕГО СЛОВА (ст. 5)
Божье учение созидает прекрасных людей и проповедников, если наше мышление направлено не на человеческие прихоти, а на назидание, или “домостроительство Божие” (Славянское Евангельское Общество). Эта добрая мысль приобретает реальные черты в пояснении Павла, которое можно разделить на пять пунктов:
(1) Мышление человека коренится “в вере”. Вера - это и та область, в которой он служит, и источник, из которого он черпает силы для своего служения (см. 2 Кор. 5:7; Деян. 6:7).
(2) Мышление человека идет от любви и движется ею (1 Ин. 4:19; 2 Кор. 5:14, 15; Ин. 13:34, 35; 1 Пет. 1:22).
(3) Мышление человека идет от чистого сердца (см. Тит. 1:15, 16; 1 Ин. 3:3). Это должно навсегда положить конец любым эгоистичным, властолюбивым, завистливым проявлениям со стороны проповедников.
(4) Мышление человека исходит от доброй совести (Деян. 23:1). Павел является доказательством того, какие великие дела может творить Бог через людей, которые приходят к Нему с чистой совестью.
(5) Мышление человека характеризуется искренней верой (2 Тим. 1:5; Иак. 2:17). Являясь источником, или основанием, на котором зиждется это свойство, вера также является личной убежденностью, исходящей из этого источника. Здесь нет места подлогу или притворству, создающему ложный фасад, который мог бы обмануть одних и разочаровать других. Как это прекрасно, когда вера приходит от слышания Христова завета (а не басен) (Рим. 10:15-17)!
НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ БОЖЬЕГО СЛОВА (ст. 6, 7)
Нежелательные, введенные в заблуждение учителя иногда искажают и неправильно применяют Божье Слово. Такие души “отступили”. Можно даже изучать Писания и не заметить Спасителя (см. Ин. 5:39, 40). Тем, кто во Христе, по-прежнему нужно испытывать себя, проверяя, “в вере” ли они (2 Кор. 13:5). Согласно данному контексту, Божьи люди отступают в том случае, когда перестают любить от чистого сердца, отказываются от доброй совести и начинают лицемерить в своей вере (1:5, 6).
Не миновать беды, когда христиане “уклоняются в пустословие”. Такой тип личности, описанный в Тит. 1:10, Робинсон назвал “пустым крикуном”, а Тейер - “бездельником, говорящим пустые, бессмысленные вещи”. Масса потерянного времени и путаница - таковы плоды бессмысленных споров о вопросах, имеющих весьма отдаленное отношение к Писанию. Ну, разве не будет дьявол в восторге, когда братья делают все, чтобы угодить ему!
Двойной вред бывает тогда, когда пустые крикуны не понимают Божьего Слова, но все равно “утверждают” то, чего не разумеют. Слишком часто братья, принадлежащие к этой категории, до такой степени горячатся, желая привлечь всеобщее внимание к какому-нибудь “спорному вопросу”, “увлечению” или “только что открытому идеалу”, что убивают веру у окружающих их людей. Они вполне способны вызвать конфликты, ведущие к расколу тела Господня.
Лжеучение содержит в себе две опасные и губительные проблемы. Во-первых, обманутая душа может действовать с невероятной страстью. Павел сам является тому примером. Во-вторых, непременно найдутся такие, кто поверит этим ложным утверждениям, высказанным с уверенностью (Рим. 16:17, 18). Петр говорил, что если кто-то попадается на эти пустые, самонадеянные учения, то, “избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа... последнее бывает для таковых хуже первого” (2 Пет. 2:18-20; см. Отк. 2:4, 5; 3:14-18).
Теперь, спустя столетия, на протяжении которых лжеучителя будоражили учеников и запутывали общины, нам нужно остановиться и спросить: “Что заставляет братьев обращаться к небиблейским учениям?” Уильям Барклей отметил пять свойств возмутителей спокойствия.
Во-первых, лжеучитель движим желанием новизны (что-нибудь новенькое, позволяющее уйти от “наших старых традиционных путей”). Возможно, нам нужно уходить от некоторых старых традиций, но важно, чтобы тот, кто требует перемен, не выбросил по пути и истину (См. Деян. 17:21). Нельзя вместе с водой выплескивать и ребенка.
Во-вторых, он превозносит умозаключения, а не Писания (см. Мк. 7:8-13; Рим. 1:21-25).
В-третьих, он говорит, а не делает (или не служит; Мф. 23:1-4; 1 Тим. 6:4, 5).
В-четвертых, им движет высокомерие, а не смирение (см. 1 Тим. 1:7; 2 Фес. 2:2-4, 9-11; Мф. 16:21-23 и 1 Пет. 5:5-7).
В-пятых, он виновен в догматизме при отсутствии знания (1 Тим. 1:7; Рим. 10:1-3; 2 Пет. 2:17-19; 3 Ин. 9, 10).
И хотя ни один человек не обладает всеми этими пятью качествами, многие братья пострадали из-за того, что кто-то из членов церкви попадался на один или два из подобных крючков, проявляя по отношению к ним дьявольскую преданность.
Чтобы оградить наши души, мы все должны честно спросить самих себя, не является что-либо из перечисленного нашим слабым местом. Давайте “все испытывать” (1 Фес. 5:21) и “держаться Слова”, которым спасаемся (1 Кор. 15:2).