Найти в Дзене

1 ТИМОФЕЮ (ч.1): ВВЕДЕНИЕ

Оглавление

Уильям Д. По как-то заметил: “Самое главное в мире, что делает молодежь воспитанной, это хорошие старики”. Подобным же образом, ничто так не воодушевляет и не укрепляет молодых проповедников, как вдохновенная истина из уст старого апостола! Когда Тимофей получил первое письмо от Павла, он, должно быть, перечитывал его снова и снова. На месте Тимофея так бы поступил всякий благовестник, желающий достойно представлять Того, кто, как сказано в этом письме, есть “единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих” (6:15). Перед нами небесное послание земным проповедникам, которые должны каждый день работать с людьми, стоящими перед лицом вечности, будь то рай или ад. Ни существо выполняемой ими задачи, ни сама их судьба не допускают с их стороны равнодушия в учении или служении. Для каждого проповедника должны стать родными слова псалмопевца: “Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра” (Пс. 118:72).

ЦЕЛЬ

Целью первого послания Павла к Тимофею было помочь молодому благовестнику сохранить здравое учение, напитав “словами веры” (4:6; см. также Иуда 3). Павел наставлял его позаботиться о том, чтобы некоторые “не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными” (1:3, 4). Он должен был уклоняться от “негодных... и бабьих басен” (4:7) и опровергать всякого, кто “не следует здравым словам” (6:3).

В письме речь идет не только о том, что и как говорить, но и как вести себя. Оно направляет благовестника, чтобы тот “знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого” (3:14, 15).

В этом послании Павел также серьезно предупреждает о людях, которые отойдут от истины. Одни уже “потерпели кораблекрушение в вере” (1:18-20). В частности, некоторые женщины отвергли свою прежнюю веру (5:12). Другие - из-за кощунственного пустословия и поддавшись лжи так называемого знания - “уклонились от веры” (6:20, 21). Другие, по словам Павла, отступят в будущем (4:1-3).

Поэтому он призывает Тимофея, а вместе с ним и всех благовестников, “хранить преданное” ему (6:20) и быть “истинным сыном в вере” (1:2). Это поистине обогащающее, практическое и убедительное послание проповедникам.

ПОЛУЧАТЕЛЬ

Что нам известно об этом молодом благовестнике, которому писал Павел? Он называет Тимофея “истинным сыном в вере” (1:2) и “возлюбленным сыном” (2 Тим. 1:2). Этими полными любви и веры словами Павел знакомит нас с одним из своих самых дорогих соработников. “Тимофей был, пожалуй, самой замечательной личностью... В его характере сплелись доброжелательность и верность... Павел любил Тимофея и восхищался выдающимися свойствами его личности“.

ВРЕМЯ И МЕСТО

Чтобы ответить на вопрос о том, когда и где было написано это письмо, давайте рассмотрим остальную жизнь и путешествия Павла с момента написания этого письма до его смерти. Рассказ Луки о жизни Павла не содержит ничего, что бы согласовывалось с планами Павла относительно дальнейших путешествий, которыми он делится в своих письмах Тимофею и в письме Титу. Меррил Тенни проводит прекрасное сравнение путей следования Павла, известных нам по Деяниям, с событиями, упомянутыми в посланиях Тимофею и Титу. Если судить по Деяниям, Павел, следуя в Македонию, не мог оставить Тимофея вблизи Эфеса (1:3; см. Деян. 20:4-6). В Флм. 23 Димас назван в числе сотрудников Павла, но согласно 2 Тим. 4:10 он оставил Павла. В Деяниях не говорится, что Павел был на Крите, однако это следует из Тит. 1:5. Тенни сделал еще несколько интересных сравнений. Вопрос в том же направлении задает и Теодор Зан: “Как мог Павел сказать, что завершил свое поприще, если он навсегда остался в Риме” в тюрьме (согласно Деян. 28), в то время как он хотел еще отправиться в Испанию (см. Рим. 15:24-28; 2 Тим. 4:7, 8)?

Но все встает на свои места, если мы предположим, что существовало еще одно событие: уже после того, как Лука закончил свою книгу Деяний, Павел был освобожден из тюрьмы. В таком случае он вполне мог продолжить свое дело и завершить его, а затем повторно оказаться в тюремном заключении в Риме, где он и закончил свою земную жизнь.

Нижеследующий обзор является попыткой проследить путь странствий Павла, начиная от его первого римского заключения и почти до самой смерти. Вдохновенное повествование не останавливается на каждом пункте его следования. Поэтому наша информация призвана собрать воедино сведения, которыми мы располагаем благодаря вдохновенному Писанию; однако при этом следует помнить, что “вставки” исходят от людей и могут быть ошибочными.

Освобождение Павла из тюрьмы не противоречит ни одному месту Писания. Лука не утверждал, что книга Деяний заканчивается с концом жизни Павла (Деян. 28:30, 31). Мы имеем указание, что сам Павел был уверен в освобождении (см. Фил. 2:24). Он даже попросил Филимона приготовить ему место для жилья (Флм. 22). Нижеследующее является попыткой восстановить эти события.

1. Как только Павел узнал, что с ним должно произойти, он отправил Тимофея в Филиппы (Фил. 2:19-23).

2. Павла освободили, и он отправился в свое запланированное путешествие в Малую Азию и Македонию. По пути из Рима Павел посетил Крит, где оставил Тита (Тит. 1:5).

3. Продолжая путь, он пришел в Малую Азию, чтобы навестить Филимона и договориться с ним об Онисиме (Флм. 10-22). Это было в Колоссах (Кол. 4:9). По пути в Колоссы Павел вполне мог проходить через Милет (недалеко от Эфеса).

4. Павел вернулся в Милет, где встретился с Тимофеем (который, по просьбе Павла, в свое время отправился в Филиппы), а затем пошел в Эфес (возможно, с заходом по пути в Троаду). Версия, что Павел встретился с Тимофеем в Милете (а не в Эфесе), предпочтительнее, так как ранее (Деян. 20:25) Павел говорил старейшинам из Эфеса (которые встретились с ним в Милете): “Я знаю, что уже не увидите лица моего все вы” . Предположение о том, что Павел не ходил в Эфес, кажется более вероятным, чем то, что он все же пошел туда, но время или обстоятельства помешали ему повидать там кого-либо из старейшин. Павел получил письмо от Тимофея (Фил. 2:19-24) и направился в Филиппы, попросив Тимофея вернуться в Эфес и задержаться там. В отличие от Тит. 1:5, в 1 Тим. 1:3 не утверждается, что Павел оставил в Эфесе Тимофея завершать там работу.

5. Из Македонии Павел написал свое первое послание Тимофею, в котором выражал надежду вскоре вернуться в Эфес, в то же время понимая, что поездка может быть отложена на некоторое время (3:14, 15; 4:13).

6. Позже Павел написал из Македонии (скорее всего, из Филипп) Титу, так как изменил свои планы. Он хотел, чтобы Тит присоединился к нему в Никополе (на восточном побережье Ионического моря), где Павел решил перезимовать. Он обещал (или, по крайней мере, надеялся) отправить либо Артему, либо Тихика (Еф. 6:21, 22; Кол. 4:7, 8), чтобы они продолжили работу, начатую Титом на Крите (Тит. 3:12).

7. Большое количество свидетельств, помимо Писаний, указывает на то, что Павел дошел-таки до Испании, тем самым осуществив свою мечту (см. Рим. 15:24, 28).

8. Согласно свидетельствам, после своего путешествия в Испанию Павел отправился в Малую Азию, сделав остановку в Коринфе и оставив там Эраста. Затем он пришел в Троаду (2 Тим. 4:13, 20), где оставил у Карпа свой плащ и пергаментные книги. Оттуда он, похоже, направился в Милет, где оставил больного Трофима (2 Тим. 4:20).

9. Где-то на пути из Милета в Рим Павел был снова арестован. На этот раз заключение было коротким, но суровым (2 Тим. 1:16, 17; 2:9; 4:14-18). Он предчувствовал свой близкий конец (2 Тим. 4:6-8). Всеми оставленный, Павел надеялся, что Тимофей сможет приехать к нему до наступления зимы (2 Тим. 4:9-11, 21). Он прекрасно осознавал свои трудные физические обстоятельства, однако дух его был непоколебим (2 Тим. 4:18; см. 2 Кор. 4:16—5:1; Фил. 1:21, 23).

Полагают (вследствие вышеприведенных данных), что первое послание к Тимофею было написано в 63 или 64 г., а послание к Титу - вскоре после него. Оба письма были написаны откуда-то из Македонии.

ТЕМА

В шести главах первого послания к Тимофею несколько раз упоминается Божье Слово, которое автор называет по-разному: это и “Слово Божие”, и “истина”, и “Писание”. В письме мы также находим конкретные задания, увещевания и наставления, которые надлежало выполнять Тимофею. То особое внимание служению, которое должен был осуществлять Тимофей, и использование Писания в качестве руководства вместе образуют сочетание, которым объясняется тема данного исследования: жизнь благовестника со вседостаточным Словом Божьим.

Поскольку Слово есть вечный завет (Евр. 13:20, 21) от Бога, Который хочет, чтобы все были спасены (2:3, 4), и поскольку этот божественный замысел должен осуществляться через проповедников, несущих это Слово (4:13-16; 1 Кор. 1:21), над первым посланием к Тимофею следует задуматься каждому благовестнику и вообще каждому человеку. Послание не имеет временных границ и актуально для всех, кто хранил, хранит и будет хранить верность Божьей семье, которая есть “Церковь Бога живого” (3:14, 15). Оно учит, как христианам нужно жить для Господа (4:6-16).

ЛЮДИ В 1 ТИМОФЕЮ

Тимофей

“Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего” (1:2).

Тимофей был учеником, другом и высокочтимым соработником Павла на протяжении пятнадцати или более лет. В своих двух письмах Павел называет Тимофея “сыном в вере” (1:2), “сыном моим” (1:18; 2 Тим. 2:1) и “возлюбленным сыном” (2 Тим. 1:2). Его имя шесть раз встречается в Деяниях. В Новом Завете Тимофей упоминается еще девятнадцать раз. Впервые мы читаем о нем, как о “некотором ученике”, который был в Листре, когда туда прибыли Павел и Сила во время второго миссионерского путешествия (Деян. 16:1). С того самого времени Тимофей начал странствовать вместе с Павлом и Силой.

По матери Тимофей был иудеем, а его отец, как всем было хорошо известно, был язычником. Поэтому, если бы он не совершил обрезание согласно завету с Авраамом (Быт. 17), он не смог бы работать среди иудеев. Павел настоял, чтобы молодой иудейский христианин совершил обрезание, но не по религиозным, а по этническим причинам.

Некоторые обвиняют Павла в непоследовательности, потому что ранее он возражал против обрезания Тита, а в случае с Тимофеем совершил этот обряд. Тит был язычником. Завет обрезания, заключенный с Авраамом, не мог требовать иудейского обрезания от язычника, поскольку Бог заключил этот завет с евреями и предназначил его исключительно для них. Христианское евангелие ни от кого не требовало обрезания. Так что не было таких оснований, чтобы кто-либо мог потребовать от Тита подчиниться этому обряду. Это стало главным доводом в борьбе против формализма. То, что Павел настоял на том, чтобы Тимофей совершил обрезание, нельзя использовать в качестве довода против данного утверждения. Обрезание имело как религиозное, так и этническое значение. В то время, как ни то, ни другое не касалось Тита, для Тимофея оно могло представлять значение в этническом плане. С этой точки зрения, действия Павла, кажущиеся противоречивыми, на самом деле были последовательными.

Когда Павла вынудили покинуть Фессалоники и Верию, там остались Тимофей и Сила. Благовестники договорились в ближайшем будущем встретиться с Павлом в Афинах (Деян. 17:14, 15). Когда они в условленное время не появились в Афинах, Павел забеспокоился, но пошел в Коринф, куда вскоре прибыли и эти двое юношей, принеся Павлу утешительную весть о состоянии церквей в Македонии (Деян. 18:5). Позднее Тимофей в компании с Эрастом направляется из Эфеса в Македонию (Деян. 19:22), после чего остается с Павлом в Греции.

Перед самым отплытием Павла в Палестину был раскрыт заговор против Павла. Поэтому первым в Троаду через Эгейское море отправляется Тимофей вместе с товарищами. Там они через некоторое время воссоединяются с Павлом (Деян. 20:4-6).

В своем письме филиппийской церкви Павел высоко отзывается о Тимофее. Он пишет: “Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас” (Фил. 2:20).

В последние недели (если не дни) жизни Павла самым большим его желанием было, чтобы Тимофей приехал в Рим. Он должен был привезти некоторые личные вещи Павла и получить наставления на будущее (2 Тим. 4:13).

Именей и Александр

“Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтоб они научились не богохульствовать” (1:20).

Это были эфесские лжеучителя. Павел предал их сатане. Они были отлучены от церкви, “чтоб... научились не богохульствовать”. Именей также упоминается во 2 Тим. 2:17 в связи с Филитом; оба они учили, что воскресение уже было.

Адам и Ева

“Ибо прежде создан Адам, а потом Ева” (2:13).

Адам был создан раньше Евы. Поэтому у него было преимущественное право руководства, а она подчинялась ему. Изначально было задумано, чтобы мужчина руководил женщиной и защищал ее.

Понтий Пилат

“Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещаю тебе” (6:13).

Он был прокуратом Палестины во время правления Тиберия. Он слышал, как Иисус признался в Своей божественности и объявил Себя Царем (Ин. 18:35-37), отрицая при этом противление гражданскому правительству. Павел назвал это признание Иисуса “добрым исповеданием”, поставив его в пример последователям Иисуса.

МЕСТА В 1 ТИМОФЕЮ

“Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному” (1:3).

Эфес

Оба послания Павла Тимофею были отправлены в Эфес. Этот город был важным торговым центром. Находясь в нескольких километрах от побережья, он, тем не менее, был одним из самых больших портов древнего мира. Он располагался в устье реки Каистры, впадающей в Эгейское море. Океанские суда подходили к городу по реке Каистре.

Эфес стоял на пересечении трех магистралей: (1) дороги из долины Евфрата, идущей через Колоссы и Лаодикию, (2) дороги из Галатии через Сардис и (3) дороги из долины реки Меандер, ведущей на юг.

Эфес также имел большое политическое значение. Это был римский “свободный город”, что означало, что в нем не были расквартированы оккупационные войска и что город, в основном, был самоуправляем. Он пользовался таким большим уважением, что назывался “верховной метрополией Асии”. В Эфесе был свой магистрат, называемый стратегой, и выборный городской совет, Булэ. Собрание граждан называлось экклесией - словом, которое, между прочим, в Новом Завете переведено как “церковь”. Однако в той ситуации, где городской чиновник распускает толпу собравшихся (последний стих Деян. 19), оно переводится словом “собрание”.

Эфес называли “городом судебных разбирательств”, отмечая этим, что в нем проводились важные юридические разбирательства, передаваемые на рассмотрение правителю. Кроме того, ежегодно в конце весны в Эфесе проводились панионические игры (наподобие Олимпийских). Устраивали эти игры и оплачивали все расходы провинциальные (государственные) чиновники, так называемые “асиархи”.

Многим известно, что Эфес имел большое религиозное значение. С незапамятных времен в нем находился храм. Мы не знаем, кто построил первый храм в городе. Второй великий храм был построен городами Асии при содействии Креза, чрезвычайно богатого царя Лидии. Этот второй храм сгорел в ту ночь, когда родился Александр Великий, около 356 г. до н.э. Третий храм был как раз тем храмом, который известен нам из Библии. Он был посвящен греческой богине Артемиде, которую римляне звали Дианой. Этот храм упоминается в мировой истории как одно из семи чудес древнего мира.

Этот храм Артемиды произвел бы впечатление даже на современных людей, привыкших к большим сооружениям. Его поддерживали 127 колонн, каждая из которых была подарком какого-нибудь царя. Тридцать шесть колонн были отделаны резьбой или украшены драгоценными металлами и камнями. Само здание было 129 м в длину, 67 м в ширину и 18 м в высоту! Его крыша была сделана из кедра, а двери из кипариса. Древесина этих пород деревьев высоко ценится, так как не подвержена гниению.

Внутри грандиозного храма находилась фигура, которую языческие верующие принимали за Артемиду. Говорили, что она упала с неба. Она была черного цвета, так что, возможно, это был метеорит. Фигура была приземистой, как бы сидящей на корточках, и вся была покрыта некими выпуклостями (пузыри в метеорите?). Так как Артемида была богиней плодородия, люди думали, что эти “пузыри” - многочисленные груди. Говорили, что в одной руке у нее был шар, а в другой - трезубец, в основании же были высечены непонятные тайные знаки.

Трудно переоценить значение храма Артемиды в жизни Эфеса. Храм был местом поклонения и убежищем (это значит, что преступников, которые укрылись в храме до того, как их успели схватить, нельзя было там арестовать). Кроме того, он служил местом хранения драгоценностей, почти как современный банк. В конце концов, если не боги, то кто тогда мог сохранить чью-то собственность? Эфесский храм также был местом торговли. Люди покупали знаменитые “эфесские грамоты”, копировавшие знаки, начертанные в основании фигуры Артемиды, считая, что они принесут удачу.

Эфес был одним из самых суеверных городов на свете. Оккультизм пустил там глубокие корни, и поэтому среди горожан было много тех, кто занимался оккультными науками (Деян. 19:18-20).

На работу Тимофея, наверняка, должен был наложить свой отпечаток характер эфесцев. Во всех уголках Асии они слыли ненадежными, безнравственными и суеверными людьми. “Плачущий философ” Гераклит, житель города, говорил, что он никогда не улыбается, и виной этому развращенность Эфеса. Он утверждал, что нравственные устои храма были ниже звериных и что эфесцы годились только на то, чтобы их утопить.

Эфесская церковь возникла, когда Павел, Акила и Прискилла остановились в Эфесе по пути из Коринфа в Палестину, приблизительно в 53 или 54 г. Павел дискутировал с иудеями в синагоге (Деян. 18:18-21). Когда позже в городе появилась церковь, подавляющее большинство в ней составляли язычники, а не иудеи.

Вернувшись в город через пять лет, Павел нашел там с десяток учеников, крещенных Иоанновым крещением. Он научил их тому, чего они не знали, и крестил заново водным крещением (Деян. 19:1-5). В это свое миссионерское путешествие (третье по счету) Павел на протяжении трех месяцев проповедовал в синагоге. Когда там возникло сильное противостояние, он перешел в училище (школу) Тиранна и продолжал учить еще два года (Деян. 19:9, 10).

То значение, какое Павел придавал работе в Эфесе, видно из продолжительности его пребывания в городе. Кроме того, в его письме коринфянам, которое он писал из Эфеса, мы находим его собственное свидетельство: “...Ибо для меня отверста великая и широкая дверь...” (1 Кор. 16:9). Эффективность благовествования в этом городе подтверждается тем фактом, что верующие в Эфесе за один раз сожгли оккультные книги общей стоимостью пятьдесят тысяч драхм (Деян. 19:18-20).

Отправляясь в Иерусалим в последний раз, около 58 г., Павел попросил старейшин эфесской церкви встретиться с ним в Милете, чтобы он мог предупредить их о событиях, которые ждали их в будущем, и проститься с ними. Он проработал там три года, и эти руководители были особо дороги ему. Они помолились и поплакали вместе, после чего Павел покинул их (Деян. 20:17-38).

Через тридцать лет после того, как было написано первое письмо эфесской церкви, ей было адресовано еще одно послание в виде части Откровения Иоанна. В этом послании говорилось о том, что пришлось пережить церкви в Эфесе и что восторженная преданность церкви несколько угасла (Отк. 2:1-7).

Македония

Вскользь упомянутая Македония была провинцией, откуда Павел написал письмо Титу и первое письмо Тимофею (1:3).

ЧАСТО УПОМИНАЕМЫЕ ПОНЯТИЯ В 1 И 2 ТИМОФЕЮ И ТИТУ

Благодать

Благодать - это незаслуженная, незаработанная благосклонность, которую Бог проявляет к мужчинам и женщинам только благодаря Своей любви к ним, что делает возможным их спасение. Благодать часто упоминается в письмах Павла молодым проповедникам (1 Тим. 1:2; 1:14; 6:21; 2 Тим. 1:2; 1:9; 2:1; 4:22; Тит. 1:4; 2:11; 3:7, 15). Спасение по благодати настолько занимало все мысли Павла, что он называл Бога и Христа “Спасителем” в этих письмах чаще, чем во всех своих остальных посланиях, вместе взятых (всего десять раз, шесть из которых находятся в трех главах Послания к Титу).

Добрые дела

В этих трех письмах Павел тринадцать раз говорит о добрых делах, причем семь раз - в двух письмах Тимофею (1 Тим. 2:10; 5:10 [дважды]; 5:25; 6:18; 2 Тим. 2:21; 3:17). Хотя христиане спасены не своей собственной благостью или добрыми делами, они должны стремиться к добродетели и непрестанно творить добрые дела. Поступать так - значит следовать примеру Иисуса. Павел часто употребляет слово “добрый”, например: “добрая совесть” (1 Тим. 1:5, 19; Евр. 13:18), “добрый воин” (1 Тим. 1:18), “добрый подвиг” (1 Тим. 6:12; 2 Тим. 4:7), “добрый служитель” (1 Тим. 4:6), “доброе исповедание” (1 Тим. 6:12, 13).

Царь и Царство

Возможно, видя, как кесарь простирал свою власть на все аспекты жизни граждан, Павел часто и убедительно называл Иисуса “Царем” и “Царем царствующих” (1 Тим. 1:17; 6:15), а Его “Царство” (2 Тим. 4:1, 18) - конечной целью и смыслом жизни. Он никогда не выступал против гражданских властей (см. Тит. 3:1); наоборот, он просил молиться за них (1 Тим. 2:1, 2). С другой стороны, он отделял мирское от духовного, чтобы христиане поняли, что одному только Христу дано управлять как их душами, так и их внешней жизнью.

Молодость

Павел хотел, чтобы эти молодые люди, которых он учил, понимали, что на их работу будут смотреть через призму их молодости. Он опасался, что их не будут воспринимать так серьезно, как воспринимали бы работника более старшего возраста (1 Тим. 4:12). Очень важно, как они справятся с возможными проявлениями неуважения. Павел наставлял их жить и говорить так, чтобы их поведение вызывало уважение даже со стороны самых враждебных критиков (2 Тим. 4:1-5; Тит. 2:15).

Учение о Христе

Учение о Христе, освещенное Павлом в этих письмах, нельзя понять превратно. Христос - единственный Бог. Он благословенный и единственный властелин. Он Царь царствующих. Он Господь господствующих (1 Тим. 1:17; 6:14-16). Он Господь (2 Тим. 4:17, 18). Пора покончить с учением тех, кто отвергает единосущность Христа Богу “Яхве”! Это безрассудная и трагическая ошибка. Есть только один Господь, и это Христос!

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻