Не прошло и полувека, как отечественный кинематограф взялся экранизировать роман Вячеслава Шишкова. И на этот раз со свойственным нашим современным режиссерам размахом. Не какие-то жалкие четыре серии, а четыре в кубе – нате, держите! И представили его на Первом канале 9 марта – как своеобразный подарок всем дамам к международному женскому дню.
Юрий Мороз, конечно, режиссер хороший. Но представив на суд зрителей своё творение, он невольно обрек его на сравнение с советской классикой 1968 года. И сравнение это, по мнению большинства телезрителей, не в пользу ремейка XXI века.
Начать хотя бы с музыки, вернее, с музыкальной заставки к сериалу. Ничего не напоминает? Ну как же – это же незабвенная «Игра престолов», только в аранжировке композитора Юрия Потеенко. Странно было ожидать такое от заслуженного композитора, который написал музыку практически ко всем современным фильмам и сериалам, работал со всеми модными и продвинутыми отечественными режиссерами. Но, видимо, мотивчик из «ИП» понДравился, опять же узнаваемый, чего бы не переложить-периначить эти три аккорда?
Пройдемся по актерам. Конечно, звезда «Угрюм-реки» 60-х – Людмила Чурсина. Кинокритики единодушно признают её Анфису лучшей ролью актрисы. Ну уж, если не лучшей, то самой запомнившейся и полюбившейся зрителям. В современной версии имеем Юлию Пересильд, которая, как Безруков, наше всё, потому что играет везде. Даже премию президента (да-да, нынешнего) получила. Но вот, честное слово, не дотягивает она до драматизма Чурсиной. То ли школы классической актерской не хватает, то ли харизмы, непонятно.
Остальные актеры также проигрывают в сравнении с их советскими предшественниками. Не случайно большинство зрителей лучшей ролью нынешнего сериала считают купца Якова Куприянова в исполнении Романа Мадянова.
А Ибрагим? В чатах пользователи на полном серьезе пишут, что лучше бы на эту роль пригласили Джигурду – тогда бы была и брутальность, и мужской колорит.
По старой доброй традиции, в сериале снялись члены семей его создателей. Тут и жена генпродюсера Первого канала (и по совместительству сериала) Константина Эрнста, и дочь режиссера Дарья Мороз (в целом неплохая актриса, могли бы ей дать роль и побольше).
Балуев в роли Петра Громова неплох, видимо, сказалась стажировка в Голливуде.
Больше всего тумаков и гнилых помидоров получает, конечно, Александр Горбатов, сыгравший Прохора. Он и современный какой-то, и на мужика нормального мало похож, и пере-переигрывает местами (а иные считают, что и не местами…).
Создатели сериала заявляли, что хотели отойти от канвы романа Шишкова, описывающего социально-классовые отношения в послереволюционной России, и больше показать человеческие характеры, поэтому такую большую роль играют любовные линии.
Но извините, зачем вы тогда назвали сериал «Угрюм-река»? Нарекли бы именем, которое ходит по киносайтам: «Анфиса. Таёжный роман». Было бы честнее и правдивее.
А мы, друзья, смотрим сериал дальше, наслаждаемся красотами «сибирской природы», снятыми на Урале, в Московской и Владимирской областях, и ждём прорыва кинематографического гения режиссёра Юрия Мороза. Может быть, он наступит, хотя бы к концу фильма?