Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Материнские образы Эжена Каррьера: как обойтись почти без контрастов

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели!

Меня зовут Кира Салимова, я художник, преподаватель акварельной живописи и мама — круг этих интересов подсказывает темы для моего канала.

Разбор живописи на контрасты — одна из постоянных рубрик. Однако, преследуя цель поверить алгеброй гармонию, мы разбираем не только акварели.

Рассмотрим две картины Эжена Карьера (1849-1906): «Спящие мать и ребёнок» и «Мать и дитя». Тут сошлись мои любимые факторы — живопись малыми средствами и образы материнства и детства.

Eugene Carriere,Mother and Child Sleep, 1849-1906
Eugene Carriere,Mother and Child Sleep, 1849-1906

Эжен Каррьер получил образование в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже, а в 1871 году благодаря поездке в Дрезден открыл для себя Рембрандта. В 1877 году он женился на Софи Демуко, в браке с которой у художника родились семеро детей.

Особое впечатление мастер получил от творчества Уильяма Тёрнера, чьё влияние заметно в приглушённых контрастах и глубокой плановости композиций, изображающих нежные чувства матери к младенцу.

И о контрастах подробнее.

Eugene Carriere, Maternité, 1897
Eugene Carriere, Maternité, 1897

В живописи различают семь видов контрастов

Цветовой контраст

В представленных работах Эжена Каррьера трудно хоть один цвет назвать по имени. Охристые оттенки плавно перетекают от пятна к пятну, складываясь в прозрачную пелену, за которой застыла вечность.

Температурный контраст

Холодные тона возникают в переходах от света к тени... То ли они есть, то ли нет?

Контраст дополнительных цветов

Основные три пары дополнительных цветов такие: оранжевый–синий, красный–зелёный, жёлтый–фиолетовый. Если радугу упростить до шести цветов (синий и голубой сливаются в один сегмент) и замкнуть в кольцо, то получится цветовой круг, где вышеперечисленные пары стоят друг напротив друга. Цвета в каждой паре подчёркивают свою силу максимально, это и называется контрастом дополнительности.

Как вы понимаете, о нём тут речь не идёт.

Контраст по насыщенности

Насыщенность цвета определяется отличием его от серого. Она тут тоже равномерно отсутствует.

Контраст по светлоте

Зато светлота — чуть ли не единственное средство выразительности, которое использует художник. Выхваченные мягким светом лица и руки героев сами будто бы свет.

Контраст по размеру цветового пятна

Освещённые места занимают немного места, отчего подчёркивается их смысловая ценность.

Контраст, которого нет (симультанный)

Суть явления в том, что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Поэтому полутона играют то ли синеватыми, то ли зеленоватыми оттенками. Точно не скажешь, потому что яркости нигде нет.

Обычно в поле нашего внимания находится одна работа, но особая лаконичная недосказанность Каррьера вызывает желание заглянуть в его чудесный мир хотя бы ещё раз. Кроме того, притягательность полотен Эжена Каррьера определяет тот факт, что художник по-человечески был очень счастлив, состоявшись и как профессионал, и как глава большого семейства.

По тегу #контрасты_кс вы найдёте и другие мои разборы. На этот тег можно подписаться отдельно, и тогда вы не пропустите ни один материал на эту тему!

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Ответить поэту на его языке: диалог А. С. Пушкина с митрополитом Филаретом