Найти тему
Библия и Жизнь

Пасторские послания: краткий обзор

Оглавление

Послания Павла к Тимофею и Титу объединены исследователями в одну группу и названы пасторскими посланиями, поскольку в них апостол дает наставления своим молодым сотрудникам. Тимофей и Тит были пасторами церквей и нуждались в советах своего духовного руководителя. Павел дает им практические наставления, касающиеся веры и служения.

Важно отметить, что не все ученые считают термин «пасторские послания» точным. В частности, Гатри утверждает: «Такое название не совсем правильно, так как они не являются руководством по пасторскому богословию, хотя оно удобно, потому что позволяет выделить их в определенную группу».

Я не согласен с такой точкой зрения. Служение пастора связано с конкретными проблемами и ситуациями, возникающими в общине и личной жизни служителя. Так что дело не только в удобной формулировке. Первое и Второе послание к Тимофею и Послание к Титу в полной мере можно назвать пасторскими. Эти письма являются конкретными ответами на те вопросы, с которыми столкнулись молодые служители. Это не теоретические трактаты, а конкретные рекомендации конкретным людям для конкретных ситуаций.

Тимофей и Тит не нуждались в трактатах по пасторскому богословию. Им была нужна помощь в пасторском служении. Многие священнослужители до сих пор черпают для себя вдохновение, читая эти послания. Они актуальны для любого времени. Но давайте вспомним, о чем писал Павел своим помощникам. Что именно он хотел им сказать?

1 и 2 Послания Тимофею

Тимофей был пастором Эфесской церкви. Павел трудился в этом городе с 54 по 57 гг, заложив там крепкое основание. Это была сильная церковь. По данным Геллея, Первое Послание к Тимофею было написано в 64-67 г. На этот счет имеются и другие мнения. Некоторые авторы датируют это послание временем до 63 г. Другие данные, связанные с более поздними датами, не заслуживают серьезного внимания, поскольку делают авторство Павла невозможным.

Перед молодым Тимофеем стояли очень серьезные задачи. Ему было необходимо противостоять лжеучителям, которые негативно влияли на общину, а также решать практические вопросы, связанные с организацией церкви.

Павел, как обычно, начинает свое послание с приветствия. Далее в 1 главе он затрагивает тему ложных учителей, а также призывает Тимофея воинствовать, согласно пророчествам, сохраняя веру и добрую совесть. Во 2 главе Павел уделяет большое внимание вопросу молитвы. Отдельных слов заслуживает его призыв молиться за царей, ведь примерно через 2 года после этого послания Нерон начал жестокие гонения на христиан. Далее Павел касается вопроса поведения женщин. Глава 3 в основном посвящена теме избрания епископов и дьяконов. В главе 4 Павел продолжает развивать тему лжеучителей, а также призывает Тимофея быть примером для паствы. Апостол вдохновляет молодого служителя быть усердным. Стоит особенно подчеркнуть призыв «вникать в себя и в учение».

В главе 5 Павел дает повеления относительно служения разным группам людей, а также пишет о труде и награде служителя. В главе 6 апостол застрагивает вопрос взаимоотношения рабов и господ, вновь касается темы лжеучителей и говорит о сребролюбии. Апостол призывает Тимофея стремиться к правильным ценностям.

Второе послание Тимофею было написано, когда обстановка в Римской империи накалилась до предела. Павел находился в темнице, ожидая казни. Это было время, когда церковь подверглась жесточайшим гонениям при Нероне. По словам Нюстрема, это послание отличается от первого тем, что оно не содержит никаких наставлений относительно попечения в церквах. В нем содержатся исключительно сообщения личного характера. С этим трудно не согласиться.

В главе 1 Павел молится о Тимофее и побуждает его быть твердым в вере. Он призывает своего сотрудника «держаться образца здравого учения» и не отходить от Христа. 2 глава посвящена ободрению и советам. Павел вдохновляет Тимофея проявлять стойкость. Он приводит для этого примеры, которые очень хорошо понимал молодой служитель. Это образ воина и земледельца. Павел призывает Тимофея удаляться от пустых споров и не идти на поводу еретиков. В 3 главе апостол говорит о трудностях последних дней. Важно понимать, что служители 1 века воспринимали последним именно то время, в которое они жили. Павел также говорит о процветании зла. Глава заканчивается темой важности Священного Писания. В последней главе Павел сообщает о том, что его служение подошло к концу. Апостол завершает свою миссию.

Послание к Титу

Тит был пастором церкви на Крите и одним из ближайших соратников Павла. Послание к Титу было написано примерно в то же время, что и Первое послание к Тимофею. Можно увидеть определенную схожесть между двумя этими письмами. Павел дает наставления относительно пасторского служения.

В 1 главе мы видим, что апостол призывает Тита закончить ту работу, которую начал сам. Он говорит о стандартах для епископов. Во 2 главе Павел затрагивает тему старцев, стариц, юношей и рабов. Эта глава заканчивается рассуждениями о влиянии благодати Божьей на спасение человека. Павел призывает Тита смело говорить истину. В 3 главе апостол упоминает о лжеучителях.

Цели написания

Существуют разные точки зрения относительно места написания этих посланий. Не думаю, что нам стоит заострять на этом сильное внимание. Что касается авторства Павла, то оно подвергалось сомнению. Но Гатри отмечает, что у церкви есть достаточно оснований считать эти послания подлинными.

Первое Послание к Тимофею и Послание к Титу имеют одинаковую цель. Как уже отмечалось, в них апостол дает практические рекомендации относительно работы в церквах, за которые они несли ответственность. Причем, по мнению некоторых исследователей, эта ответственность была временной. Во втором Послании к Тимофею Павел вдохновляет своего сотрудника оставаться верным посреди гонений.

В своей книге «В зоне сражения» Рик Реннер пишет: «Мы обнаруживаем, что картина резко меняется. Во 2-м послании к Тимофею мы видим, что дела в церкви идут далеко не лучшим образом! Многое изменилось. Тимофея одолевают страх и сильное беспокойство. Его старейшины покидают его. Дьяконы дезертируют. Гонения достигли высшей фазы. Тимофей обеспокоен не просто упадком церкви; он боится, что сам может быть замучен. Он оказывается в ситуации, когда его церковь начинает резко сокращаться после недавнего роста». Однако подобная интерпретация является довольно субъективной, чересчур гипотетичной и несколько гиперболизированной. Важно понимать, что Реннер скорее приводит аргументы в пользы тезисов, изложенных в свей книге, а не занимается объективным исследованием Второго Послания к Тимофею. Но, несмотря на это, его книга будет интересным материалом для изучения посланий к Тимофею.

Важные отрывки

Что современный читатель может взять для себя, изучая пасторские послания Павла? Это очень индивидуальный момент. Одного человека больше вдохновят одни отрывки, другого – другие. Мы не можем уделить внимание всем вопросам. Коснемся лишь некоторых моментов.

В 1 Тим. 1:18 Павел советует Тимофею воинствовать согласно пророчествам. Это означает, что нам нужно помнить те моменты, когда Дух Божий говорил в нашу жизнь. Баркли пишет: «Идея о жизни, как о военном походе, всегда занимала умы людей». Необходимо молиться и провозглашать те вещи, которые мы услышали о себе через других людей. Однако к личным пророчествам нужно относиться осторожно. Следует отличать реальные откровения от Духа и фантазии некоторых людей. (В этом плане будет очень полезна книга Джона Бивера «Так ли говорит Господь?»)

В 1 Тим. 1:19 Павел говорит о кораблекрушении в вере. Чтобы не потерпеть фиаско на христианском поприще, нам нужно иметь только веру, но и хранить совесть в чистоте. В 1 Тим. 2:1-4 говорится о важности молитвы. Нам необходимо молиться за себя и за других людей, особенно за власти. Мэтью Генри пишет: «Чтобы объяснить, почему мы должны молиться обо всех людях, Павел показывает Божию любовь ко всему роду человеческому». Любовь – отличный мотиватор.

Из 1 Тим. 3:6 следует, что нельзя ставить на лидерское служение новообращенного человека, каким бы ревностным он ни казался. В 1 Тим. 4:16 сказано, что нам нужно постоянно вникать в себя и в учение. Такой подход к чтению и изучению Священного Писания является единственно правильным. Нужно не просто читать Слово, но и применять его по отношению к себе.

Отрывок 1 Тим. 6:6-12 примечателен тем, что там Павел говорит о правильных стремлениях человека, предостерегая нас от сребролюбия. В желании иметь достаточное количество денег нет ничего плохого. Но когда стремление обогащаться ставится во главу угла, это становится серьезной проблемой. По словам Крейга Кинера, Павел утверждает, что человек должен быть самодостаточным. С такой трактовкой можно согласиться.

Во 2 Тим. 1:6-7 сказано о необходимости возгревать свой дар и не жить в страхе. Нам нужно ответственно относиться к тем дарам, которые дал Господь. Нужно исполнять свое призвание и предназначение. Что касается страха, то он парализует веру, потому нам необходимо противостоять ему на духовном уровне.

Во 2 Тим. 2:1 содержится очень важный совет. Когда наших собственных сил недостаточно, мы можем укрепляться в благодати Божьей. Благодать – это не только незаслуженная милость, но и сверхъественная сила, дающая возможность преодолевать трудности.

Во 2 Тим. 3:16 Павел называет Писание богодухновенным. Он имел в виду Ветхий Завет, поскольку канон Нового Завета к тому времени не был сформирован. Нам важно понимать, что Библия – это не только Новый Завет, а полное собрание книг обоих заветов.

Во 2 Тим. 4:7 Павел сообщает о том, что выполнил ту задачу, которую поручил ему Бог. Важно понимать, что наше призвание подразумевает не только осуществление деятельности в какой-либо сфере, а достижение конкретной цели. Нам нужно «совершить течение». Эта фраза Павла означает метафору из спортивных соревнований. Фразу из Тит. 3:10 нужно понимать в контексте. Павел говорит там о людях, которые излагали взгляды, явно противоречащие христианскому учению. Если какой-то человек придерживается немного других взглядов, его нельзя назвать еретиком. Не нужно клеймить всех на основании этого места Писания. Нам нужно проявлять мудрость и зрелость.

Пасторы и лидеры найдут в этих трех посланиях много чего полезного как для служения, так и для личного хождения в вере. Это очень важные книги Нового Завета.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии

Для финансовой поддержки канала

Кошелек Юмани – 410011263781514

Карта Сбербанка – 5469400982277308