Найти тему
Русская жизнь

Бесконечные слои повторений, или… Он заблудился

Оглавление

Игорь ФУНТ

Бычков А.С. Все ярче и ярче. Рассказы / СПб: Алетейя, 2021 г. — 122 с.

«Вкус — именно в селёдке», — кивнул я жене. — «Нет, ответила она, — всё дело в слоях». И.Фунт. Из неопубликованного 4-томного романа «Селёдка под шубой»

*

«Стержневое в критике — не перебарщивать с авторским цитатами. Не то время. Не то место. Обойтись без цитат — вот вершина критической литературы». И.Фунт. «Из ненаписанного»

*

Ну, думается, двух этих эпиграфов достаточно, чтобы сразу взять быка за рога. Без особых вступлений. И вообще — обзор получился довольно-таки шутливым. Весна, наверное…

Бычков верен себе. В кажущихся заблуждениях и словесно-провиденциальных порывах. И прорывах тоже.

Текст льётся непреодолимым ручьём, переплавляющим слова — в сны. Видения — в трансгрессивный обиход доводов, резонов и антитез.

Бычков верен ещё и в том, что умеет (и неплохо) живописать лично себя, — ну, то есть главного героя: — в своём лице. От имени якобы присутствующего здесь, на страницах книги, духа ГГ. Как бы фантома ушедшего человека, понимаете? — Духа, сначала допрашиваемого в милицейском участке. А потом — резко (и с песней) вылетевшего в окно после громкого (ковидного?) чиха мента. Смахнувшего невесомого тебя — тебя! — с подоконника.

Сиречь непосредственно протагонист — ушёл в мир иной. Его же ангел, — главный герой произведения: — живёт, трезвея и косорезя. Пьёт, просыпается. Снова пьёт. Приходит, изумляясь окружающей вселенной, домой. Воспитывает, сам того не разумея, детей. Ещё что-то делает…

Мало того, автор, — рукой ГГ, — въяве выписывает-вырисовывает «Пятьдесят оттенков серого» наоборот. В том ракурсе, что заветное «Стоп!» должен выкрикнуть Он, — а не Она (как в сюжете Джеймса).

Он заблудился в прорезях невыплаканных снов…

Фото автора
Фото автора

Далее он (ГГ) идёт уничтожать людей, сжигать их нафиг. Одновременно по-философски мучается, — ощущая во рту целлулоидный привкус безликих призраков, — зачем?..

А затем чтобы тотчас после свершившейся казни пойти — в доску пьяным! — на концерт Пинк Флойд. Зачем?..

А затем чтобы понять, было ли то убийство на самом деле. И если нет, — то и слава богу. А ежели да, — то лучше сойти с ума. Или мешком броситься под (пришедший вовремя) поезд-трамвай. Чтобы выжечь из себя ту правду.

Но увы, абсолютно всю правду, как водится, не выжечь. Даже если поезд идёт на нужную, точнее, никому не нужную станцию.

Он заблудился…

-3

Так заканчивается третий рассказ книги — «Всё ярче и ярче!» Впрочем, так кончаются и четвёртый, и пятый рассказы.

Ведь непристойные юмор-веселье от главы к главе идут под руку с невыразимыми словами печалью-горем. Покаянием. Как бы домысленными. Метафизически вымышленными.

Мистификации, тонкие подставы и подлоги — пронизывают книгу по диагонали: от конца к увертюре и наоборот.

И разберёт их, — занавешенных с виду простеньким, из злободневности, тюлем: — разве что пронырливо-продвинутый читатель. Читатель-философ. Читатель-детектив. Читатель-следователь. (Не осведомитель.) Умный такой — в очках и с усами.

Книга составлена из десяти разножанрово-полнохарактерных историй. Схожих манерой авторской подачи — хлёсткой, мощной, как напор брандспойта. Неостанавливающейся. Прущей андреевским локомотивом напролом: под слом эпох, под излом прерогатив и мнений. И — неудивительно.

Бычков преломил (к чертям собачьим!) об колено привычные литературные рамки: плюя с высокой башни на «золотоносную» «премиальную» критику. Заняв своё и только своё место на современной авансцене Мельпомены реализма. Точнее, я бы выразился, — в её, Мельпомены, оркестровой яме.

Ни под кого не подстраиваясь. Ни в кого не играя. А — лишь раздавая музыкантам нотный материал, не похожий ни на что другое. Узнаваемый. Знакомый. Зна́ковый. Бычковский. (Последние работы «ПЦ модернизму», «Переспать с идиотом» — тому порука.)

И опять, как и в предыдущих вещах Бычкова, смерть соседствует с рождением… Любви с большой буквы.

И тексты — как всегда диссоциативны. Охраняя флёром экуменизма рассудок публики от перегрева эмоций. Нельзя же защитить сознание от циркулярной пилы, отрезающей вам голову. Потерявшуюся в медленном свете исчезающего на глазах фейсбука.

И тут ты внезапно постигаешь, мол, потерялся-то не он, — а ты!

И понимаешь, что профукал абсолютно всё — Дом, Женщину, Страсть. И как из этого выйти, — увы, не ведаешь.

Ведь Кинг-Конга не победить. Они, проклятые Кинг-Конги повседневности, — всюду. Как и революционеры. Мчащиеся по невъ… необъятным российским просторам на броневике. С водкой, тромбоном, бутербродами и неиссякаемым количеством боезапаса. С голой женщиной заодно. (Всё по Чапаеву… — тьфу ты! — по Пелевину.) Вскоре ставшей бабушкой… Потом прабабушкой.

Но мы не о том.

Я заблудился в бычковском хаосе звуков. Заплутал, сидя в трамвае. Бычковском трамвае.

Который он слямзил, сам того не лицезря, не у Мандельштама, нет. (Там слишком сладко-пряно-несолоно.) А — у бедняги Гумилёва. С расчленёнкой и вечным нераскаянием. Неприятием обожаемого любвеобильного Бога. Когда до смерти осталось пару шагов. Всем: и тем, и тем, и тем… И мне.

Всё в нашем мире повторяется, наслаивается.

Непрестанно двоятся, дублируются символы нотной палитры — партитуры. Тем более что бычковский интертекст, — собственно, не проза. А — именно стихи в прозе. Почему я и вспомнил Гумилёва.

И казнь, и насилие, и ненасилие, и любовь во имя насилия-ненасилия — всё это было давным-давно сказано. Давным-давно показано.

К тому же обосновано (своим неведением) — и 100, и 200 лет назад.

Но, видимо, пришла пора итожить — сегодня.

И Бычков это сделал. Но — не резюмировал. Лишь очертил. Как Гумилёв очертил Мандельштаму грани доступной (отнюдь не сладкой) будущей жизни.

Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
Н. Гумилёв

Кстати, заметили, я не дал ни одной цитаты из книги Бычкова. А зачем?

В том-то и есть бычковская фишка — поведать жизнь так, будто ты и не говоришь вовсе. А — тривиально живёшь, растворившись в партитуре произведения, словно тебя нет. И не было никогда.

И да… Там вначале орудует свирепый маньяк под прикрытием Кортасара и Пруста. Не скажу, в каком рассказе. А то читать будет неинтересно.

Автор в роли маньяка из своих книг
Автор в роли маньяка из своих книг