Часто сталкиваюсь с тем, что клиенты (и некоторые специалисты) смешивают понятия «знание о себе» и «осознавание». Это смешение может приводить к тому, что в психотерапевтической работе и/или индивидуальном самопознании происходит перекос: человек получает много знаний о себе в ущерб расширению осознавания. Плохо это или хорошо? Давайте разбираться.
Начнем со знания о себе. «Знание о себе » – это теоретический конструкт, включающий в себя объяснение собственного поведения и внутренних феноменов (чувств, ощущений, состояний), исходящее из характеристик личности. Т.е. я это делаю/чувствую потому что я такой. Этот конструкт может быть внутренне согласован, или противоречив. Может объяснять поведение преимущественно как реакцию на среду, а может как инициативное действие. Как правило, он достаточно устойчив (исключение составляют случаи диффузной идентичности, наблюдаемые при пограничных состояниях).
Так или иначе, психотерапевтическая работа всегда приводит к реорганизации, обогащению, даже согласованию этой теории о себе. Ведь в процессе работы клиенты узнают «новое о себе», получают новый опыт общения, замечают за собой реакции, которые раньше не замечали и даже отваживаются на новое поведение. Эта новая информация, часто противоречит принятой концепции себя, и последняя неизбежно подвергается переработке. Ведь как продолжать считать себя неспособным к творчеству, если я был таким творческим на сеансе психотерапии. В чем прок от этой реорганизации?
- Когда клиент знает, что с ним происходит, это снижает уровень тревоги.
- Расширение знаний о своих возможностях позволяют расширять репертуар поведения и список желаний (тем, кто привык заранее не хотеть того, что не получится).
А позволяет ли знание о себе реально изменять способ удовлетворять свои потребности, чувствовать, реагировать в проблемных ситуациях? (дальше про то, что это помогает, но такое изменение поведения очень грубо, т.к. не опирается на актуальный опыт). Конечно позволяет.
Например: человек узнал про себя, что он так и не достиг ничего стоящего (по его мнению) в его жизни, потому что имеет привычку сдаваться при появлении первых трудностей. С этого момента он будет сжимать кулаки, и продолжать начатое, несмотря на неудачи. Это действительно может помочь ему достичь желаемого.
Но, давайте поближе присмотримся к тому, что же произошло. Одна реакция (бросать дело, когда не получается) заменена на другую (продолжать дело, когда не получается). Вроде, замечательное изменение. Но, обратите внимание, что как в первом, так и втором случае эмоциональный процесс остается без внимания. А ведь реакция «бросать дело, когда не получается» возникла не просто так и обслуживала какие-то потребности, которые теперь фрустрируются. Долго ли продержится новая конструкция? Неизвестно. Зависит от того, насколько фрустрация интенсивна. И это только первая проблема – вторая заключается в том, что получившаяся реакция недифференцирована. Т.е. человек пытается продолжать не получающиеся дела вне зависимости от того, что с ним происходит и что он чувствует. Чувства и желания игнорируются и/или подавляются усилием воли.
Здесь мы и подбираемся к важности осознавания, дополняющего знание о себе. Осознавание – это фокусировка внимания на внутренних феноменах, т.е. осознающий замечает свои чувства, ощущения и желания (конечно, речь не идет о наблюдении абсолютно всех желаний, это невозможно). В отличие от знания о себе осознавание позволяет достигать более тонких и гибких изменений, т.к. позволяет человеку ориентироваться на то, что актуально происходит, а не на принятое априори решение.
Если добавить к уже описанному примеру осознавание, то у человека будет возможность замечать, что сейчас, в актуальный момент мешает ему удовлетворять желание достигать успеха или, почему ему важно сейчас не достигать. Это может быть страх, желание наконец отдохнуть или вообще отвращение к содержанию деятельности. И самое главное: он сможет действовать в соответствии с тем, что в себе заметил. Проверить реалистичность страха, если боится, отдохнуть, если устал и избавиться от противного ему объекта, если речь идет об отвращении.
Осознавание в отличие от знания нельзя сформировать заранее. Ему можно только научиться. Причем не всему сразу, а частями: научиться замечать: здесь стыд, там вина, а тут желание поделиться нежностью или выразить любовь. Знание, конечно, тоже необходимо. Оно помогает планировать будущее, рассчитывать силы и учитывать слабости. Но пользоваться им без осознавания значит полагать будто то, что сработало единожды, будет работать всегда.