«...но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:12-16).
Молодой проповедник должен быть образцом в своей личности, своем поведении, своем отношении к делу, своем усердии.
ЕГО ЛИЧНОСТЬ (ст. 12)
Тимофей был обязан являть собой образец:
· в слове - своей речи
· в житии - своем служении
· в любви - духе своего служения
· в вере - крепости в Писании
· в чистоте - безгрешности своей жизни
Этот список кратко касается всех основ, с которыми молодой человек встретится в своей работе в роли проповедника. Они налагают ответственность на все стороны жизни.
Высказывания: “в слове” (греч. эн лого). Та же фраза появляется снова в 1 Тим. 5:17 по отношению к пресвитерам. Более подробно о ее значении будет говориться в связи с тем контекстом. Ее употребление здесь помогает объяснить ее употребление там. Эта фраза бьет в самую сердцевину жизни евангелиста. И на людях, и с глазу на глаз он должен постоянно говорить о вечном и о том, что нужно лично каждому человеку. То, что он говорит и как он говорит, всегда будет вызывать у народа отклик.
Дела: “в житии”. На ум приходит избитое выражение: “Я не могу прислушаться к тому, что ты говоришь, потому что слишком хорошо тебя знаю”. Перевернув это высказывание, мы получим объяснение, почему люди слушали Иисуса. Тень жизни Христа всегда шла впереди Его слов. И так должно быть для всех, кто следует по Его стопам!
Настрой: “в любви”. Это то пламя чувств, которое необходимо для того, чтобы своей жизнью снискать одобрение как Бога, так и человека. Любовь заставляет нас вести себя так, чтобы наш образ жизни был подлинным золотым примером (Ин. 13:34, 35; 1 Кор. 13:1-8).
Решимость: “в вере”. Вера дает божественный стимул стоять крепко в своем решении говорить, жить и любить, как требуется. Это дает нам возможность смотреть с надеждой поверх текущих испытаний на торжество в вечности (Иак. 1:2-4; Рим. 8:22-25; Евр. 11:9-19).
Благопристойность: “в чистоте”. Здесь сходятся все другие характеристики благовестника. Если его речь, жизнь, любовь или вера теряют свою чистоту, его облик омрачается, и он перестает быть образцом. Всюду в Писаниях подчеркивается необходимость чистоты (1 Пет. 1:22; 1 Тим. 1:5).
Павел ставит перед Тимофеем задачу быть примером во всем. Если проповедник удовлетворяет этому требованию, то какая же полная у него будет жизнь и какой успех будет сопутствовать его работе!
ЕГО ПОВЕДЕНИЕ (ст. 13)
Что касается поведения проповедника, то здесь Павел дает три задания-ключа, или инструкции типа “как этого достичь”.
Первым ключом к правильному поведению является “чтение”. Сюда входит гораздо больше, чем просто быть ежедневным читателем Библии. Чтобы достичь того, чего желает Павел, нужно исследовать, разбираться в значениях слов, учить наизусть, размышлять, сравнивать и повторять. Такая задача не для поверхностного ученика, ибо ему потребуется “трудиться в слове и учении” (1 Тим. 5:17).
Вторым ключом к благочестивому поведению является “наставление”. Чтобы удовлетворить нуждам всех, надо уметь утешать, успокаивать, просить, умолять, убеждать, ободрять, наставлять и увещевать. Добавьте к этому Тит. 1:9, где говорится, что наставлять следует “в здравом учении”. Какое глубокое знание истины и ее практического применения необходимо для выполнения такой задачи! Кто-нибудь сомневается в том, что Божье Слово может удовлетворить всем этим потребностям? Многим ли благовестникам настолько хорошо известна истина, что они могут утешить одного, ободрить другого, наставить третьего, увещевать всех по мере необходимости - и все в здравом учении?
Третьим ключом Павла к поведению является “учение”. В Лк. 6:40 сделано важное замечание о том, что тот, кто усовершенствовался, будет, как его учитель. В Мф. 10:25 добавлено, что достаточно для ученика стать таким, как его учитель. Воистину, учитель должен быть знающим слугой и выразителем мыслей. Многие ли учителя и проповедники удовлетворяют такому требованию?
Все эти три требования предваряются наказом: “занимайся”. Давайте вернемся назад и приложим это слово к тем трем ключам, которые мы только что рассмотрели. Благовестник, который внимательно следит за тем, чтобы его поведение было именно таким, никогда не останется без работы!
Само собой разумеется, что для проповедника очень важно быть эталоном в глубоком знании Божьего Слова. Поскольку это так важно, давайте рассмотрим пять моментов, способствующих познанию Слова:
1. Мы должны проявлять волю, или стремление, к познанию Его Слова (Ин. 7:17).
2. Мы должны воспринимать его как то, что оно есть на самом деле: Слово от Бога (1 Фес. 2:13; 2 Пет. 1:20, 21).
3. Мы должны исполнять его, а не просто слушать (Иак. 1:23-25).
4. Мы должны размышлять над Словом Божьим, чтобы иметь благословение (Пс. 1:1-3; 118:52, 55, 56).
5. Мы должны пребывать в нем (Ин. 8:31, 32).
ЕГО ОТНОШЕНИЕ (ст. 14)
Дав такое гигантское задание к воспитанию характера благовестника и его поведения, Павел не забывает упомянуть о том, каково должно быть его отношение к делу: “Не неради...” В нерадивости мы находим четыре причины, почему, бывает, проповедник терпит неудачу. Тот, кто пренебрегает наставлениями Павла, (1) не будет бдительным, (2) не будет слушать, (3) не будет заботиться, (4) не будет готовиться. Проповедник, в чем твоя слабость?
В данном контексте Павел, в частности, говорит о небрежении духовным дарованием. Этот дар, данный по пророчеству (см. 2 Тим. 1:6), говорит о божественном благоволении. Он был передан возложением рук священства (старейшин; Современный Перевод), что говорит о человеческом благоволении (Деян. 13:1-3; 1 Тим. 5:22). К такому дарованию нельзя относиться легкомысленно.
Каждый благовестник должен высоко чтить благоволение, полученное им по Божьей благодати и человеческой доброте. Павел призывает христиан с уважением отнестись к этой предоставленной им возможности служить.
ЕГО УСЕРДИЕ (ст. 15, 16)
Личность и поведение проповедника, к которым призывает эта глава, требует, чтобы человек “заботился” об этих принципах, “посвящая этому все внимание” (Современный Перевод). И снова настоящее время глагола, употребленного Павлом, подчеркивает, что делать это надо постоянно, а повелительное наклонение указывает на то, что это обязательно к исполнению. Серьезность задачи видна в значении этого слова, которое содержит в себе идею способности выполнить. Как точно выражает это слово то, к чему призывает Павел. Если бы никто не следил за этим, то не было бы нужды и выполнять. Однако Павел знал, что влияние проповедника должно быть высокой пробы - подлинным и чистым. В христианстве пример и образец для подражания особо важны для привлечения душ, нуждающихся в спасении. Поведение Божьих людей должно быть привлекательным.
Когда Божьи люди выполняют то, что должны, их “успех... для всех [становится] очевиден”. Интересно отметить, что глагольная форма от слова “успех” означает “удлинять ударами молота”. Павлу пришлось изнурять (“усмирять”) свое тело (1 Кор. 9:27). Здесь очень подходит наблюдение, сделанное Томасом Эдисоном о том, что “изобретения [успехи] даются больше потом, чем вдохновением”. Еще кто-то сказал, что нет больших мук, чем при рождении оригинальной мысли. Но факт остается фактом: чтобы успех твой был для всех очевиден, нужно истинное усердие и преданность.
Кроме того, проповедник должен быть уверен, что его успех связан с тем вдохновенным обликом благовестника, описание которого мы находим в данном контексте. Нам нельзя полагаться на псевдопродвижение вверх по лестнице общественных отношений. Мы не должны искать популярности проповедью идей, которые щекочут слух, а не истины, которая преображает жизнь (см. 2 Тим. 4:1-5; Рим. 12:1, 2).
Успех благовестника будет испытываться людьми и Богом как в плане его личности, так и в плане того, что он провозглашает. Павел говорит Тимофею в стихе 16: “Вникай в себя и в учение”. Внимательность необходима ввиду славной цели, определенной для такого служения: спасать.
Вот истинно совершенный план, исходящий от совершенного закона. Следуя вдохновенным наставлениям Павла, человек может и себя спасти, и слушающих его.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение подведем итог того, чем Павел поделился с нами в этом послании, начиная с главы 2 до этого места.
Бог, который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины (2:4), открыл нам Свой план спасения. Достигнут этого люди, совершающие молитвы (2:1-5), которые готовятся стать руководителями, следуя наставлениям Павла, данным Тимофею, о том, как мужчинам и женщинам следует себя вести (3:1-15).
Благодаря вдохновенным наставлениям и апостольским примерам (4:6-11) эти души сумеют подняться над дьявольскими усилиями увести людей от веры (4:1-5).
Успеха достигнут те благовестники, чья личность, поведение, отношение к делу и усердие откроют сердца людей для Божьего Слова в духе, что даст спасение как вестнику, так и грешнику (4:12-16).
Божий замысел распространения евангелия сработал в первом веке (Кол. 1:23; Деян. 19:10; 20:18-32) и будет в равной степени действенным в любом веке повсюду, где Божьи служители возьмут на вооружение эти великие и славные принципы!
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻