«Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею...» (1 Тим. 4:9-12).
Стихи 10 и 11 несут в себе такой впечатляющий эталон поведения, что каждое слово в них требует глубоких размышлений, как “всякого принятия достойное” (4:9).
СУЩНОСТЬ ЭТИХ ЛЮДЕЙ (ст. 10)
Обратите внимание на слово “трудимся” в стихе 10. Вот путь славы для проповедников. Это и бремя, и напряженный труд, и скорбь, и провозглашение, и распространение - всем этим может быть заполнен каждый день и каждая ночь, каждая минута жизни (см. 2 Тим. 4:2-5). Проповедник, так ли ты трудишься?
Теперь отметьте для себя слова “поношения терпим” (“боремся”; Современный Перевод). Вот дерзновенный, целеустремленный эталон праведности. Проповедник, так ли ты борешься?
У апостолов было оптимистическое мировоззрение: “Уповаем на Бога живого [могущественное присутствие], Который есть Спаситель всех человеков [могущественный Ходатай; Евр. 7:25], а наипаче верных” (4:10). Это должно воодушевлять и нас не давать своей вере погаснуть. На пути Божьего служителя будут трудности. Некоторые, глядя на такие огорчительные моменты, теряют надежду. Однако Бог не умер, и люди не перестают спасаться. Нам нельзя сдаваться при столкновении с отрицательным. Апостолы страдали и умирали, служа Богу, как и предсказывал Иисус (Мф. 24:1-3, 9; 2 Тим. 4:7, 8, 16-18); но Павел представляет их как посланцев надежды. Каким они были образцом, если над каждой долиной заставили сиять радугу надежды! Проповедник, являешь ли ты собой небесную надежду?
ЧТО ДЕЛАТЬ (ст. 11, 12)
Павел подчеркивает необходимость проповедовать и учить людей тому, что он говорит и тому, что делают апостолы. Оба глагола: как “проповедовать” (греч. парангелле; “привлекать чье-то внимание”), так и “учить” (греч. дидаске; “оказывать нуждающимся душам помощь”; Деян. 8:29-35), - употреблены в повелительном наклонении настоящего времени, и Павел говорит (1) продолжать это делать и (2) что это должно делаться. Этим Павел как бы говорит Тимофею: “Не позволяй вероотступничеству, лжеучениям, мирским басням, твоей молодости [мысль, которую Павел разовьет позже] или чему-либо еще мешать тебе поучать и наставлять других в этом!” (См. 3:14, 15; 4:1-12).
Глава 4 завершается наиглавнейшей задачей для любого молодого проповедника: мудрым замечанием Павла по поводу возраста. Люди часто связывают мудрость с возрастом и делают вывод, что пожилому возрасту неизменно присуща правильность суждений. Тот факт, что люди думают подобным образом, требует, чтобы молодой проповедник проявлял осмотрительность и уважение. Павел призывает Тимофея следовать по такому пути, чтобы никто не пренебрегал его юностью (4:12) и не смотрел на него свысока. Павел указывает на проблему, к которой молодым проповедникам и братьям следует отнестись серьезно. Некоторые молодые благовестники были буквально “уничтожены” братьями, которые не восприняли их всерьез или отнеслись к ним с презрением. И хотя такое обращение неверно и глубоко ранит, можно легко себе представить, что молодые люди так подчас берутся за Господню работу, что это вызывает у братьев лишь насмешки.
Павел говорит Тимофею: “Никто да не пренебрегает юностью твоею...” (4:12). Слово, переведенное “юность” (греч. ниотетос), может относиться ко всякому в возрасте до сорока лет. [По оценке Хендриксена, Тимофею было 34-39 лет, тогда как Ириней отмечал, что первый этап жизни (молодость) продолжался 30 лет и заканчивался к 40 годам]. Тимофей и вправду был молод для таких серьезных и ответственных заданий, какие давал ему Павел, и ему нужно было учиться, как обращаться с людьми разного возраста. И поскольку те же самые обязанности, какие были даны Тимофею, составляют работу молодых проповедников сегодня, это предостережение Павла имеет большое практическое значение.