«Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения. Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся в славе» (1 Тим. 3:8-16).
Мы уже видели, что церкви нужны блюстители. Кого и что нужно блюсти? Продолжая разговор о поведении в теле Господнем, Павел называет особых служителей и особый вид служения.
В Новом Завете греческое слово диаконос переводится как “диакон” (3:8; Фил. 1:1), “слуга” (Мф. 23:11) и “служитель” (Еф. 6:21). Независимо от перевода, в каждом случае преобладает одна мысль: это слово означает человека, работающего с людьми, для людей и под чьим-то началом. В Слове Божьем о служении и слугах говорится тысячу шестьсот раз - в четыре раза чаще, чем о любви, и в пять раз чаще, чем о вере. Без служения не может быть проявления истинной любви и веры.
ПЕРЕЧИСЛЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (ст. 8-10, 12)
В широком смысле слова, каждый член церкви является Господним слугой. Однако для исполнения регулярных и особых обязанностей в Господней работе выделяются специальные люди. Рон Д. Смодерман пишет:
«В Новом Завете для обозначения различных видов служения употребляются разные греческие слова. Дулос - это обычный раб. Латрос - наемный слуга. Словом лейтургия называется служба на общественном поприще. Медицинское обслуживание выражается словом ферапео. Диакониа - это служение из любви. Для выражения общего понятия “служение” могло быть взято любое из вышеприведенных слов, но было выбрано последнее, диакониа - возможно, потому, что только оно передает значение добровольного служения. Это слово употребляется в самых разных контекстах. Арндт и Гингрих насчитали 37 случаев его использования в Новом Завете. Его производные, диаконейн и диаконос, встречаются 34 и 30 раз, соответственно».
Людей, отделенных для такого особого служения, называют “дьяконами”, и в 1 Тим. 3:8-13 даются требования к таким особым служителям. Очень важно понимать значение каждого из этих требований. Поэтому давайте изучим их перечень, представленный Павлом.
“Честны”. Соединив понятия чести, серьезности и достоинства, мы можем представить себе человека, чье отношение к Господней работе никак нельзя назвать легкомысленным. Он понимает всю серьезность Господней работы.
“Не двоязычны”. Ни один дьякон не должен говорить об одном и том же по-разному, чтобы угодить тем, с кем общается в данный момент. Это может быть искушением для дьякона, который, служа под началом старейшин и стремясь услужить другим, становится кем-то вроде посредника, пытающегося угодить обеим сторонам!
“Не пристрастны к вину”. Сознание дьякона не должно быть настолько зависимо от вина, чтобы все его помыслы не вертелись вокруг желания выпить. Такое наставление было дано в обществе, где Павел мог советовать Тимофею принимать немного вина для пользы желудка (см. 5:23). В той культуре, где прием алкогольных напитков может повредить собственной репутации или послужить примером для других в пьянстве, руководством для христианина должен стать стих Рим. 14:21!
“Не корыстолюбивы”. Плод такого отношения к Господней работе отчетливо виден в случае с Иудой Искариотом (Ин. 12:1-8; Мф. 26:14-16). Жажда денег рано или поздно может овладеть человеком и погубить его репутацию на работе; она же может навсегда подорвать уважение к нему как к дьякону в Господней церкви.
“Хранящие таинство веры в чистой совести”. Такой человек будет верно исполнять наказ, содержащийся во 2 Тим. 1:14 и в последней части 1 Тим. 3:15:
«Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1:14).
«Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).
Дьякона называют “шкатулкой для сокровища”. Он действительно считает евангелие сокровищем. Он старательно заботится о нем, живет им - не напоказ или ради обмана, а потому, что чтит его. Это его образ жизни.
“Беспорочны” . Дьяконам надо быть такими, как те братья, которых отобрали для особого служения в Деян. 6:3:
• “Изведанные” - правые перед людьми
• “Исполненные... Духа” - правые перед Богом
• “…и мудрости” - правые в трудах
Обратите внимание на первую часть стиха 10. Если кто-то считается “беспорочным”, это значит, что задание “таких надобно прежде испытывать” можно считать исполненным. А это серьезное задание.
“Муж одной жены”. Из этого положения вытекают три требования: (1) чтобы у него не было двух или более жен, а только одна; (2) чтобы он был женат; (3) чтобы он был верен той одной, которая у него есть. Сладострастный человек не сможет должным образом представлять Господа.
“Хорошо управляющий детьми и домом своим”. Дьякон должен не только “управлять” своим домом, но делать это “хорошо”. Здесь говорится о человеке, который выполняет добрую работу по охране и защите своего дома от зла. Он заботится о своей семье и уделяет ей внимание, на деле поддерживая в ней безукоризненность, благородство и достоинство! Каким замечательным мужем и отцом должен быть такой человек!
ЖЕНЩИНЫ КАК ОСОБЫЕ СЛУЖИТЕЛЬНИЦЫ (ст. 11)
В стихе 11 Павел неожиданно вводит некоторые подробности о женщинах:
«Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем».
Разные переводы вызвали вопросы о том, кем могут быть эти женщины. К кому предъявлялись эти требования? Вот три точки зрения на этот счет:
1. Это жены дьяконов. (В Синодальной Библии на это указывает местоимение “их”).
2. Это жены епископов и дьяконов.
3. Это женщины-служительницы, как Фива в Рим. 16:1. (В тексте она названа “диакониссой”. По-гречески это слово диаконон, которое стоит в винительном падеже, единственном числе и является женским родом от диаконос, или “дьякон”).
Павел приводит четыре конкретных требования. Эти женщины должны быть “честны” (как в 3:8, что гарантирует почтенное и достойное поведение). Они “не клеветницы”. Слово, употребленное Павлом, в мужском роде означает “дьявол” - то есть, всякая злая сила. Робертсон назвал клеветниц “дьяволицами”. См. Ин. 8:44.
Они должны быть “трезвыми”. Это слово рисует перед нами женщин, которые следят за своей репутацией. И, наконец, они должны быть “верными во всем”. Это охватывает все.
РАБОТА И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (ст. 13)
Особое внимание следует уделить словам Павла о том, что дьяконы должны служить “хорошо”. Бывали случаи, когда дьяконы выходили за рамки определенной им роли служителей. Окончательное решение должно оставаться за старейшинами (при условии, что они руководствуются Божьим Словом). Позорно и грешно дьяконам на собраниях со старейшинами действовать по правилу большинства и пользоваться в спорных вопросах перевесом голосов. Когда такое происходит, допускаются три ошибки: (1) старейшины не надзирают, как должно (Евр. 13:17); (2) дьяконы не служат, как должно; (3) правило большинства не соответствует Писаниям, потому что должно достигать всеобщего согласия, а молодым следует подчиняться старейшинам. Кроме всего, церковь должна соблюдать все то, чему учил Христос (см. 1 Кор. 1:10; 1 Пет. 5:5; Мф. 28:20). Даже если дьяконы правы, они, демонстрируя свою “правоту”, должны следовать библейским заповедям (1 Тим. 5:1, 19, 20; 1 Пет. 5:1-6).
Заметьте, какое богатство вытекает из наставления Павла о том, чтобы дьяконы служили “хорошо”. Преданность долгу не оставляет места работе вполсилы. Преданный служитель будет хорошим исполнителем наставлений. В своей работе он не отступит от божественных указаний. Какое достоинство будет ощущаться в его шагах! Смодерман пишет:
«Первая христианская община понимала диаконию очень практически и исполняла любую необходимую работу (Деян. 4:35). ...К третьему веку достоинству служения уже не уделялось столько внимания, как подчинению дьякона епископу. ...Вполне возможно, что в Новом Завете об обязанностях дьякона говорится намеренно туманно, чтобы дьяконы в любом столетии могли служить в соответствии с текущими нуждами. ...Своим молчанием Новый Завет позволил первым дьяконам служить в любом качестве, для какого они имели данные, и исполнять любую порученную им работу. Современные дьяконы могут делать не меньше».
Такое прекрасное служение преданных дьяконов не пройдет незамеченным и не останется без вознаграждения. Бог никогда не ставил серьезных задач, не давая великих благословений и вознаграждений. Вознаграждений много: внутренними качествами дьякона - каким он становится - будут красота, привлекательность, бдительность, готовность и усердие. Дьякон приобретет “высшую степень” (3:13) - прочное положение. Община будет с удовольствием с ним работать. Дьякон также добьется “великого дерзновения в вере” (3:13). И, как высшее вознаграждение, небеса станут домом старательного дьякона. Можно ли просить большего?
Сегодня церкви нужны такие руководители-слуги, которые описаны Павлом. Достаточно ли усилий прилагают проповедники и общины, чтобы обучить и подготовить братьев для такого важного особого служения?
КАК НАМ ПОСТУПАТЬ (ст. 14, 15)
Цель, которую Павел преследовал в письме Тимофею, состояла в том, чтобы каждый член церкви узнал, “как должно поступать”. Знание того, как надо вести себя, приводит к “перевороту” в прежнем поведении. Для некоторых более привычными могут показаться такие выражения, как “вносить изменения” или “придавать определенную форму”. Люди меняются во Христе, становясь новым творением (2 Кор. 5:17). Великие старейшины и дьяконы во Христе не появятся, если не будет совершено определенного переворота, если не будет проявлено определенной силы и мужества, не будет движения к чистоте и святости, что возможно только при возрастании в благодати и познании Бога (2 Пет. 3:18; 2 Тим. 1:7; 2:1).
КАК НАДО ПОНИМАТЬ ЦЕРКОВЬ (ст. 15)
Внимание к нашему поведению приобретает особое значение, когда Павел говорит о том, что мы должны быть “Церковью Бога живого”. Живой Бог не производит мертвых детей и не растит безжизненное и равнодушное потомство! Ключом к тому, как мы должны вести себя, являются наши взаимоотношения с живым Богом (Мф. 5:48; Фил. 2:22; 1 Ин. 3:1-3). То, как мы ведем себя, будучи церковью Христовой, может зависеть от того, какой мы видим Его церковь.
Столп истины
Тимофей, несомненно, без труда понял метафору Павла о христианах (церкви) как столпе истины. В таких отрывках, как Отк. 19:6-8; Мф. 5:16; 2 Тим. 2:19; 1 Тим. 6:20 и Тит. 2:10-14, говорится, каким образом Божьи люди могут стать украшением учения, или истины (то есть, “приносить добрую славу учению Бога, Спасителя нашего”; Тит. 2:10; Современный Перевод). То, что мы, поступая так, будем столпами, особенно подходит той обстановке, в какой жил Тимофей, когда получил это послание. Оно нашло Тимофея в Эфесе (Еф. 1:3), месте, где был храм Артемиды (Деян. 19:28). Вот как пишет о нем Барклей:
«Этот храм был одним из семи чудес света. Одной из особенностей храма были колонны. Их было сто двадцать семь, и каждая была подарком какого-нибудь царя. Все они были сделаны из мрамора, а некоторые даже усыпаны драгоценными камнями и покрыты золотом. Жители Эфеса хорошо знали, какой прекрасной вещью могла быть колонна, или столп. Вполне возможно, что слово столп выражает здесь не столько идею опоры (как какой-то несущей конструкции), сколько показа, демонстрации. Часто на вершине колонны (столпа) устанавливают статую знаменитого человека, чтобы она могла возвышаться над всеми обыденными предметами и, таким образом, быть видимой даже издалека. Главная мысль здесь - что Церковь должна поднять истину на такую высоту, чтобы все люди могли ее видеть. Долг Церкви - всячески демонстрировать истину».
Утверждение истины
Если понятие “столп” призывает церковь стать украшением учения, то следующая фраза призывает церковь стать оплотом учения, или “утверждением истины” (в Современном Переводе “основанием истины”). Слово “основание” дает представление об ответственности, возложенной на членов церкви. Христиане обязаны охранять истину (1 Тим. 6:20, 21; 2 Тим. 1:14). Такая охрана нужна не из-за боязни того, что истина не выстоит или может быть уничтожена (см. Мф. 24:35); это забота о том, что ее могут извратить лжепророки и лжеучителя (см. 2 Тим. 3:2-13; Рим. 16:17, 18; 2 Пет. 2:1-3). Когда грабят банк, разве мы ждем от грабителя, что он уничтожит деньги, или нас волнует, как он ими воспользуется? Христианам не надо бояться, что люди или дьявол могут уничтожить истину; мы должны охранять ее от извращений или искажений. Божья драгоценная истина должна храниться в чистоте для того, чтобы последующие поколения услышали и уверовали.
Так как Господь вложил Свое сокровище в глиняные сосуды (2 Кор. 4:1-7), мы обязаны охранять его (2 Тим. 1:13, 14) от невежественных и неверных людей, которые могут исказить Писание на свою собственную погибель и погибель тех, кто будет им внимать (2 Пет. 3:16-18; Рим. 16:17, 18).
Поскольку Христос - основание, на котором построена церковь (1 Кор. 3:10, 11), то члены церкви - ее колонны и опоры. Мы должны демонстрировать правду и открывать то, зачем всем людям нужно уверовать и послушаться истины (Еф. 3:1-12, особенно ст. 8-10).
УВЕРЕННОСТЬ ЦЕРКВИ (ст. 16)
В стихе 16 Павел подходит к величественной кульминации, подтверждая все наставления, данные в главе 3. Все, что мы совершаем и чем делаемся, став церковью Христа, происходит благодаря явленной нам великой тайне. Эта тайна, в центре которой стоит Христос, неразрывно связана с уверенностью в божественной красоте и благословениях. Драгоценность, или величие, этой явленной тайны, превращающей грешников в благочестивых, неоспоримы. Как сказал Павел, эта великая тайна “признана всеми” (Славянское Евангельское Общество). В стихе 16 указывается причина, почему церковь должна стоять за истину. Это больше не тайна (Еф. 3:3-6; Рим. 16:25-27). В 3:9 Павел говорит о сохранении тайны веры в чистой совести. Нам это не удастся, если мы не знаем, что мы храним. Но мы знаем, чего мы держимся: драгоценного плана, который стал известен и который Павел в стихе 16 назвал “великим”! Божья тайна, с которой теперь снята завеса, велика по масштабам, значению и святости. Павел показывает, в чем заключается ее величие. Это...
1. Великий дар Божий: Он пришел. “Бог явился во плоти” (Ин. 1:1-4, 14; 3:16; Гал. 4:4; Фил. 2:5-8).
2. Великое свидетельство: Он был подтвержден. Иисус Христос “оправдал Себя в Духе” (Ин. 16:7-14; Лк. 24:45-49; Деян. 1:5-8; 2:1-4, 15-24, 29-41; Рим. 1:4; 8:11). “Оправдание” здесь употреблено не в значении прощения греха (ибо Иисус не совершил никакого греха), а в значении восстановления справедливости, чудовищно искаженной людьми (Ис. 53:4-8; Деян. 8:28-39; 1 Пет. 2:21-25).
3. Великая аудитория: Ему поклонялись. Христос “показал Себя Ангелам” (1 Пет. 1:1013; Еф. 4:8-10; Пс. 67:17-19; Фил. 2:9, 10; Отк. 5:11, 12). Небеса ликовали!
4. Великая история и широкий охват событий: Его радостно приветствовали. Христос был “проповедан в народах” (Мф. 28:18-20; Деян. 1:8; Кол. 1:23; Отк. 1:7; Мф. 25:31-46).
5. Великий отклик: Он был принят. Христос был “принят верою в мире” (1 Пет. 1:18-23; Деян. 2:41; 5:14; 9:31; Рим. 15:18, 19; 16:25-27; Фил. 2:9-11).
6. Великое положение. Он вознесся. Христос “вознесся во славе” (Деян. 1:9-11; Евр. 2:9; Еф. 1:18-23; Ин. 17:5; Отк. 5:6-14).
Каждый этап этой истории (таинства), в центре которой стоит Иисус Христос, наш Господь, грандиозен. Подумайте о том, кем является Христос и что Он сделал. Божья тайна была открыта нам совершенно реально в Иисусе Христе, Сыне Бога живого!
Следующие слова Александра Кэмпбелла служат достойным итогом, величающим Бога и явленную Им тайну:
«Оно считается величественной конечной целью всевышней и всемогущей любви и торжественно называется “благодатью Бога, нашего Спасителя”, изливающейся лучами полноликого Солнца Праведности и милости. Оно - это задуманное и исполненное величайшее из всех событий: облечение Господа Иисуса абсолютной властью как единственного правителя над всем Божьим творением. ...Люди могли бы назвать это “революцией во вселенной”, что, конечно, совсем не отражает сути события. Это поистине великая эпоха, новая эра в вечности, “завершение веков”. ...Это крещение, или помазание, Иисуса единым властителем вселенной было, несомненно, самым важным, самым величественным и самым грандиозным из всех когда-либо случавшихся событий».
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻