Найти тему
Жить не скучно!

Историко-литературный музей Н.В. Станкевича. Почему стоит посетить?

Историко-литературный музей Николая Владимировича Станкевича. Село Мухоудеровка, Алексеевского района, Белгородской области.
Историко-литературный музей Николая Владимировича Станкевича. Село Мухоудеровка, Алексеевского района, Белгородской области.

В центре села Мухоудеровка расположено великолепнейшее здание – историко-литературный музей Николая Владимировича Станкевича. Здание музея реконструировано из бывшей земской школы в Удеревке. Она была открыта в 1908 году согласно завещанию Януария Михайловича Неверова, завещавшего часть своих сбережений на ее строительство, желая таким образом увековечить память своего друга Николая Владимировича Станкевича. Музей открыт 18 мая 1990 года. Экспозиция создана авторским коллективом сотрудников Белгородского государственного историко-краеведческого музея и художественно-декоративного комбината города Риги.

Культурно-исторический центр "Усадьба "Удеревка" Станкевичей"
Культурно-исторический центр "Усадьба "Удеревка" Станкевичей"

С Удеревкой и семейством Станкевичей связаны многие деятели культуры позапрошлого столетия, в том числе латышский фольклорист и ученый Кришьянис Баронс, поэтому рижские литераторы и художники-оформители тоже приняли участие в создании музея.

Экспозиция музея отражает основные этапы жизни и деятельности литературного критика, профессора Петербургского университета, цензора - Александра Васильевича Никитенко; поэта, философа-просветителя, руководителя литературно-философского кружка в Москве Николая Владимирович Станкевича и латышского фольклориста и ученого Кришьяниса Барона, а также их вклад в историю и культуру России.

Усадьба Станкевичей была поистине культурным гнездом. Здесь бывали народный поэт России Алексей Васильевич Кольцов; историк, профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский, сюда приходили письма Виссариона Григорьевича Белинского и великого актера Михаила Семеновича Щепкина.

В музее представлены подлинные вещи семейства Станкевичей: предметы быта и книги XIX века, копии документов и рукописей Николая Владимировича, портреты его друзей и современников, хранятся книги, подаренные воронежским писателем и ученым Олегом Ласунским.

Многостороннее воздействие личности Станкевича отразилось на целом ряде его современников, с которыми ему приходилось общаться. И первое место среди них по праву занимает великий русский поэт Алексей Васильевич Кольцов.

Картина. Николай Владимирович Станкевич. / М. Табака. Народный художник Латвии./
Картина. Николай Владимирович Станкевич. / М. Табака. Народный художник Латвии./

Станкевич прошел огромный путь духовной эволюции, чтобы выработать собственные философские взгляды, он не успел создать свою четко разработанную философскую теорию. Но основное дело своей жизни он осуществил: он сумел объединить и направить на постижение высоких истин силой своего интеллекта и души целую плеяду замечательных личностей, тех, кого назвали впоследствии «кружок Станкевича».

Картина. Кружок Н.В. Станкевича. 30-е годы XIX в. / А. Булганис. Заслуженный художник Латвии./
Картина. Кружок Н.В. Станкевича. 30-е годы XIX в. / А. Булганис. Заслуженный художник Латвии./

Зарождение кружка Станкевича относится к 1830 году. Окончательно кружок Станкевича оформился в 1831-32 году, а существовал до 1837 года. До отъезда Станкевича за границу. Состав его постоянно расширялся. Так в 1833 году в него вошли Виссарион Белинский, Константин Аксаков, Каэтан Коссович. В 1835 году Михаил Бакунин и Михаил Катков. Николай Станкевич был не только главой и идейным руководителем кружка, но и своего рода «связующим центром его». Это объясняется его личными качествами.

Основными темами обсуждения были вопросы искусства и поэзии. Его участников объединяло стремление к изучению наук. Не был кружок Станкевича отгорожен и от других молодежных обществ. В частности, дружеские связи поддерживались с политическими кружками Александра Ивановича Герцена и Николая Платоновича Огарёва. С кружком поддерживал дружеские связи Яков Иванович Костенецкий, участник тайного революционного кружка Сунгурова. Так образ Станкевича переходил из личной памяти в память общественную. А благороднейший и чистейший эпизод, в который претворилась его жизнь, навсегда остался неотъемлемым звеном отечественной культуры.

Экспозиция зала Кришьяниса Барона.
Экспозиция зала Кришьяниса Барона.
Шкаф дайн.
Шкаф дайн.
Кришьянис Барон.
Кришьянис Барон.

Насыщен экспонатами зал, где разместилась экспозиция о жизни и деятельности Кришьяниса Барона: его фотография с воспитанником Иваном Ивановичем Станкевичем, объемный шкаф-хранилище дайн, издания латышских песен, экспонаты, знакомящие с историей Латвии, традициями её народа, сегодняшним днем, фотоматериалы, рассказывающие о музее К. Барона в Риге. Он был первым латышским учёным-энциклопедистом, одним из первых латышских писателей. Оторванный от родины, Барон особенно осознавал принципиальную важность осмысления латышских народных песен – дайн. Лишенные права развивать свою письменность и книжность, латыши в дайнах давали выход своей творческой энергии. Вышло 6 томов в 8 книгах «Латышских дайн». Памятником Барону стали тома «Латышских дайн». «Отец дайн» под таким именем он вошел в историю своего народа.

Александр Васильевич Никитенко.
Александр Васильевич Никитенко.
Экспозиция зала А.В. Никитенко.
Экспозиция зала А.В. Никитенко.

В марте 2004 года исполнилось 200 лет со дня рождения историка, литературного критика, профессора Петербургского университета, цензора – Александр Васильевич Никитенко, родившегося в селе Удеревка. К этой юбилейной дате в музее был открыт зал, отражающий основные этапы жизни и деятельности этого выдающегося человека, бывшего крепостного. Через его руки выходили в свет рукописи произведений Пушкина, Гоголя, Григоровича и других литераторов этой эпохи. Его «Дневник» является незаменимым источником для исследования и изучения общественной жизни 19 века. В русской мемуарной литературе немного найдется документов, которые смогли бы сравниться с Никитенковским «Дневником» по обилию объективных данных, разоблачающих независимо от воли автора, «грустную российскую действительность» 30-40 годов, порядки, порожденные феодально-крепостническим строем. Сейчас, спустя сто с лишним лет, современник может отчетливо почувствовать жуткую, мертвенную пелену застоя, которой господствующие классы пытались окутать мыслящую, передовую Россию. Всё это сделало «Дневник» одним из важнейших источников по истории русской литературы и общественной мысли 20-70 годов прошлого столетия.