Наверняка многие из вас спускались в метро и конечно же пользовались эскалаторами. Внешне эти эскалаторы ничем не примечательны. Почти такие же есть в супермаркетах и шоппинг-моллах, только они поменьше и с остеклением. Однако мало кто представляет, что находится под эскалатором метрополитена, из чего состоит, и как он работает.
Итак, если вас пустят в служебные помещения станции метро, которые имеют отношения к эскалаторам, то первое, куда вы точно захотите попасть, это машинный зал. Всё самое интересное происходит здесь. На фото изображён машинный зал московской станции метро "Бауманская" до того, как там была проведена реконструкция с заменой старого оборудования на новое. Некоторые узлы и агрегаты здесь датируются 1944 годом. Другие же производились специально для этой станции метро для плановой замены.
Как можно видеть, каждый эскалатор имеет два электропривода. Это дублирование нужно для безопасности на случай, если один выйдет из строя, то второй справится, хоть и будет работать в перегруженном режиме. На одном из электроприводов есть электропривод с двигателем и редуктором поменьше. Он нужен для более точного и медленного перемещения эскалаторной ленты в аварийных ситуациях.
Каждый такой тяговый электропривод состоит из трёхфазного асинхронного электродвигателя с фазным ротором. Это значит, что трёхфазный ток подводится не только к статорной рабочей обмотке, но и к роторной обмотке возбуждения через контактные кольца и щётки. Номинальная мощность каждого электродвигателя составляет 75 кВт, а его реальная потребляемая мощность зависит от количества человек на эскалаторной ленте, а также от того, поднимаются люди или спускаются.
Так например был зарегистрирован случай, когда потребляемая мощность электродвигателя эскалатора, который работал на подъём, в часы пик превысила номинальную вдвое. А вот при одновременном спуске большого числа людей такой электродвигатель может легко уйти в генераторный режим. Плюс ко всему помимо дублирования электромоторов в машзале хранится несколько резервных электродвигателей.
Если спуститься вниз по лестничному коридору, который пролегает под эскалатором по всей его длине, то в итоге попадаем в нижнюю точку эскалатора. Здесь видно, как происходит вращение тех самых ступенек, на которых мы стоим. Они соединены в так называемую ленту, а сами ступеньки являются вроде как звеньями этой ленты.
Эти ступеньки оснащены опорными катками. Процесс непрерывной перемотки этой ленты из ступенек возможен благодаря тому, что эти ролики катятся по направляющим. Как можно видеть, обратно ступеньки едут вверх ногами, если можно так выразиться. Весь механизм хорошо смазан, и поэтому здесь относительно тихо.
Смазываются здесь и опорные катки, и цепи. Причём цепь висит над жёлобом, по которому стекает масло Затем это масло фильтруется и через форсунки вновь подаётся на цепь для смазки. Эта цепь как раз и отвечает за движение всех ступенек. Одна такая ступенька выдерживает до 300 кг веса.
Однако после увиденного у вас могло сложиться впечатление, что в Москве все эскалаторы метро изношенные и морально устарели. Но это не так. Потому что далее вы сможете увидеть, как выглядят, и из чего состоят, современные эскалаторы метрополитена. После замены старого электрооборудования на новое, можно заметить, что оно значительно меньше по габаритам.
Вот этот электродвигатель в 5 раз меньше весит, чем советский. Он тоже трёхфазный асинхронный и с фазным ротором. А меньше он, потому что современный и более скоростной. Причём его номинальная мощность составляет 110 кВт.
Он также работает в паре с червячным редуктором, и у него тоже есть тормоз на случай экстренной остановки. Такой электропривод тише работает, а его КПД доходит до 90%, в то время как у старого КПД выше 75% не поднимался.
Что касается самих ступенек, опорных катков и прочего оборудования, то их архитектура в целом не изменилось, другое дело, что всё это новое и современное, а значит экономичное и безопасное.
Так выглядит звёздочка до введения эскалатора в эксплуатацию. Каким бы современным ни был эскалатор, а от цепной передачи и системы смазки уйти так и не удаётся.