Автор "Защиты Лужина" любил шахматы с детства. Коллекционирование бабочек и шахматы были главными увлечениями. С шахматами, кстати, его познакомил отец.
“Набоковский родовой герб изображал собой нечто вроде шашечницы с двумя медведями, держащими ее с двух боков, — приглашение на шахматную партию, у камина, после облавы в майоратском бору” (“Другие берега”).
Набоков касается шахмат во многих произведениях: пьеса “Весной”, стихотворение “Рыцарь”, воспоминания “Другие берега”, три шахматных сонета и другие... Он пишет шахматные задачи и публикует их в журналах. Но главное шахматное достижение - это роман "Защита Лужина"
"С выходом “Защиты Лужина” к Набокову пришло полное признание не только в литературной среде. Он стал известен и всем шахматистам Европы, хотя с первых страниц романа становится ясно, что шахматы в книге только метафора, сам же роман совсем о другом.
Многих занимал вопрос: кто был прототипом Лужина? В своем единственном довоенном интервью Набоков заметил: “…чтобы написать Лужина, пришлось очень много заниматься шахматами… Мой Лужин — чистейший плод воображения” (“Последние новости”, 3 ноября 1932 года). Герой романа — Лужин — лицо собирательное, вымышленное. Погрузив его в реалии своего детства, Набоков в то же время подарил ему головокружительную карьеру юного Алехина, придал ему некоторые портретные черты и добавил детали судьбы первого чемпиона мира В. Стейница1.
О том, что образ Лужина собирательный, свидетельствуют и следующие факты. В 1924 году берлинский шахматный мастер и журналист Курт фон Барделебен ушел из жизни, выбросившись из окна. Правда, в отличие от тридцатилетнего героя Набокова, погибшего так же, Барделебену было уже шестьдесят два."
Поделись впечатлениями о книге и фильме. Что вам понравилось больше?