У каждого крупного завода есть своя котельная для обогрева цехов, а соответственно и теплосеть, которая зачастую находится под землёй. Была такая теплосеть и у ныне канувшего в небытие Судостроительного завода им. Кирова, которая проходила под территорией завода и подводила тепло к цехам, но теперь заброшенная уже много лет.
Многие местные любители подземного лазали в неё, но могли пройти только половину пути т.к. упирались в заваренную металлическим щитом ещё в начале 2000-х гг. забутовку. Мы же смогли попасть за неё и пройти дальше остальных.
Сама котельная в 1970-х гг. была переведена с пара на перегретую воду, а теплосеть убрана под землю.
К слову так котельная выглядела во время реконструкции на фото из альбома фотохроники завода.
Попасть в основной участок коллектора довольно просто. На окраине территории возвышается приметная кирпичная будка со входом.
Одновременно являвшаяся вентиляционным оголовком.
Не долго думая мы спускаемся вниз.
И попадаем в замёрзший подтопленный тупиковый участок с вентилями.
От которого в сторону бывшей котельной тянется тоннель с трубами, с которых мародёры поотрывали листы оцинковки, обнажив стекловату.
Благодаря зиме мы можем спокойно проследовать вдоль труб по замёрзшей воде в темноту.
Коллектор довольно длинный т.к. котельная находится на другом конце завода.
На своём протяжении он имеет несколько поворотов под прямыми углами.
И несколько выходов на поверхность через люки.
Зимой они полностью покрыты инеем.
Внутри ещё остались коробки разводки для плафонов освещения.
И вот такие розовые светильники, произведённые в 1990 г.
Сам коллектор по началу довольно однообразен, но мы идём дальше к конкретной цели.
Но по мере углубления то тут то там начинают появляться трубы подключек от расположенных рядом цехов.
Очередная разводка труб с поворотом.
Среди лохмотьев изоляции от труб то и дело встречаются старые светильники.
Многие трубы здесь вышли из строя ещё при жизни завода.
И вот мы у цели.
Это металлическая забутовка прямо у стены одного из цехов, у которой обрезаны трубы. Много лет за неё пытались попасть различные любители подземного, а кое-кто даже пытался прожечь её термитным карандашом, оставив на металле лишь след.
Спустя годы нам всё же удалось попасть по другую сторону этой забутовки, оставив саму её нетронутой.
На удивление за ней уже нет труб. Их все срезали после установки металлического листа и далее идёт ещё несколько раз поворачивающий уже более просторный тоннель.
Как выяснилось, этот участок коллектора вместе с территорией на которой он находится, были сданы в аренду частной компании и они использовали его под склад.
Тогда с одной стороны участок коллектора был забутован, а со стороны котельной перебит и засыпан, а в обрезанный кусок был устроен новый наклонный вход.
Люк в потолке с выходом в арендуемый цех.
Но после наводнения 2013 г. гидроизоляция коллектора была повреждена и в него стали постоянно проникать грунтовые воды, после чего его перестали использовать как склад.
А вот и сам наклонный вход в который завозили тележки. В общем одной диггерской загадкой стало меньше. :)
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.