2 февраля состоялся релиз бета-версии Valheim. Игра в популярном жанре survival стала дебютом студии Iron Gate AB и легко могла бы затеряться среди конкурентов. Однако вместо этого проект неожиданно стартовал на первой строчке в недельном чарте Steam. Стоит ли оценить игру и вам? Определённо да, даже если «выживалки» вам не очень интересны. Я провёл в Valheim немало времени и готов поделиться впечатлениями.
Графика
Valheim меня удивила ещё до первого запуска. Оказалось, она весит меньше гигабайта. Насколько можно судить, всё благодаря особой стилистике игры, позволившей использовать текстуры в очень низком разрешении. Если рассматривать отдельные объекты или персонажей, может показаться что игра застряла где-то в начале нулевых. При этом освещение, частицы и эффекты здесь современные, что создаёт странный эффект: на общих планах игра выглядит очень красиво и атмосферно, но при этом в деталях иногда сложно что-то разобрать.
Разработчики пошли на такой шаг в том числе и ради оптимизации. На слабых машинах, поставив низкие или средние настройки, вполне можно добиться комфортного фреймрейта. Вот только максимальные настройки графики вынуждают страдать даже обладателей мощного железа: для Valheim обычное дело на RTX 3070 ловить просадки до 30-40 FPS. Но, графика в этой игре не важна и я сейчас объясню почему.
Выживать теперь можно и в Скандинавиии!
The Forest , Rust, ARK: Survival Evolved и сотни других «выживалок» с переменным успехом сражаются за внимание игроков, регулярно возглавляют топы продаж и становятся лидерами по онлайну в Steam. А ведь и новые проекты выходят чуть ли не ежедневно. Собирать ресурсы, строить дома и крафтить разнообразное барахло можно и в зелёном лесу, и на заснеженных равнинах, и на диких островах, и в космосе, и на дне океана. Не хватало разве что скандинавской мифологии.
Если вы уже проводили в последний путь Рагнара Лодброка и оценили схватку его сыновей с русами в сериале «Викинги», порадовались атмосфере Assassin's Creed Valhalla и с удовольствием прикончили Балдура в последней God of War , то сеттинг Valheim придётся вам по душе.
По сюжету, Один запер своих врагов в десятом мире викингов Валхейме, однако вместо того, чтобы принять свою участь и сгинуть, злодеи начали набирать силу. Чтобы окончательно разобраться с неприятелями, Всеотец приказал валькириям найти самого славного война во всей Скандинавии и отправить его одного чуть ли не в одних трусах на подвиги. Этот воин — наш герой, и цель его абсолютно ясна — убить пять боссов (разработчики обещают, что позже их станет больше). Вот только сделать это будет ой как непросто.
Конечно, сразу же встретиться лицом к лицу с врагами нам не дадут. Каждого босса нужно сначала найти и призвать. Местонахождение первого нам заботливо сообщают, и остаётся лишь добраться до места, добыть необходимые для призыва материалы и принять бой. А вот остальных придётся старательно искать, и одни лишь поиски могут занять очень много времени.
Здешний мир велик и разнообразен. Тут вам и приятные зелёные луга, и мрачный чёрный лес, и покрытые снегом горы, и огромный величественный океан, и много чего ещё. Разработчики обещают увеличивать разнообразие и дальше, но и сейчас карта поистине огромна.
И чтобы не превращать игру в симулятор курьера, разработчики добавили телепорты. Добравшись до любой точки, можно поставить там телепорт и перемещаться по миру моментально. Таким образом, путешествовать есть необходимость только в новые места. В уже посещенные ты перемещаешься моментально. Причем это не просто тупой фаст-тревел из Скайрима, здесь это осмысленный процесс. Строительство телепортов требует ресурсы, которые нужно добывать в данжах. Хочешь много телепортов, гринди данжи. Не хочешь гриндить данжи, продумывай систему телепортов так, чтобы охватывать максимально полезные и нужные для тебя места. Думай где их ставить, далеко ли до них будет бежать и т.п. Великолепное решение!
Но чтобы игра не превратилась в итоге в фаст-тревельную дрянь и люди не забыли про один из важнейших элементов игры: путешествия, через телепорты запрещено переносить те самые основные биомные ресурсы (руду). Таким образом, я делаю так: путешествую, нахожу место. Ставлю телепорт, исследую место, делаю там запасы нужной мне руды (например, строю там небольшой форпост-склад), и затем когда накопится ресурсов, за раз вывожу оттуда на лодке их на основную базу, наслаждаясь морским плаванием по морям и океанам. Таким образом, игра еще и поддерживает периодическое строительство, а не "один раз построил базу и забыл об этом до конца игры".
Боевка
Здесь можно постоянно менять стиль боя в зависимости от настроения или ситуации. Что также очень разнообразит геймплей. Я вначале бегал с топором и луком. Всех отстреливал луком, иногда добивал топором. Потом сковал меч и начал играть в дарк соулс с перекатами. Потом наткнулся на высокоуровневых мобов и отстреливал их по стелсу с лука. Потом наткнулся на босса, который уязвим к булаве. Сковал себе булаву, за пару минут поднял перк булавы до 20 уровня из 100, чтоб хоть какой то толк был. И с легкостью убил босса булавой, в то время как прокачанный меч и лук были бесполезены. Затем столкнулся с мобом-дамагером и вынужден был взять щит для дуэлей с ним. А еще в игре есть кинжал, удары из скрытности, криты, яд, огненное оружие/стрелы и т.п. Чувствуете насколько это круто!
Прокачка
Тут как в Морровинде: качается тот навык, которым пользуешься. А при смерти теряется 5% от всех навыков. Чем больше навык, тем тяжелее его качать и тем больше теряешь при смерти. Таким образом карточка перков у каждого игрока - уникальна и показывает его геймплей. Как ген человека. То есть глядя на перки персонажей можно увидеть какое оружие он предпочитает, как часто умирает, как часто занимается рубкой деревьев, бегом, прыжками и т.п. Соответственно, у каждого игрока фиксируется какой то свой уровень во всех навыках. Не получится специально засесть, качнуть один навык до 100 и бегать с ним до конца игры. Но, есть всегда "но"!
Гнетущие условности
У Valheim есть все шансы со временем понравиться игроку. Интересные сражения, приятная картинка, никакого стресса от необходимости постоянно удовлетворять основные нужды персонажа. И всё же спустя две недели, пройдя примерно половину пути, я бросил игру и едва ли когда-нибудь в неё вернусь.
Всё из-за того, что при всех своих плюсах местами Valheim умеет невероятно раздражать и намеренно затягивать игровой процесс бесполезной рутиной. И это касается всех аспектов геймплея.
Отлично это иллюстрирует местная система строительства, довольно увлекательная, на самом деле. Ничего инновационного, просто нужно следить за тем, чтобы нагрузка на перекладины и фундамент распределялась равномерно. Немного отдаёт играми о постройке мостов, когда придумываешь как поставить поперечную балку, чтобы она снизила давление на потолочные опоры.
Вот только если пытаться построить сложное здание, многоэтажное и фигуристое, эта система начинает выводить из себя. Интерфейс строительства неудобный, автоматическое «примагничивание» одних элементов к другим работает не очень хорошо, а незамеченные вовремя перепады высот способны испортить любой план строительства. Из-за кривости механик вы тратите кучу времени совсем не на то, на что планировали.
А если говорить о растягивании игрового процесса, то необходимо отметить абсолютно условное, глупое и просто раздражающее правило: здесь невозможно пронести металлическую руду или металлические слитки через порталы. И это просто абсурд, который не объясняется ничем кроме желания разработчиков подольше вас удержать в игре.
Добыли ценную металлическую руду на отдалённом острове и теперь хотите её переплавить? Что ж, тогда потратьте ещё час времени на то, чтобы привезти её домой на корабле. И хорошо если просто на корабле. Нет доступа к морю? Постройте тележку и тащите всё это добро вообще пешком.Причём и телега, и корабли ведут себя зачастую неадекватно. Первая запинается обо всё что только можно, так что пройдя через бурелом вы рискуете вместо телеги остаться с грудой обломков. А корабли и вовсе имеют свойство баговать и ломаться при переходе игроков в подземелье и обратно. Хорошо хоть ресурсы с них падают в полном объёме.
Казалось бы, проблему можно решить, вовремя ремонтируя транспорт, вот только разработчики решили, что нельзя где попало размахивать киянкой. Что-то строить или чинить можно только если рядом есть верстак.
И на самом деле его несложно поставить — он стоит всего 10 дерева. Но эта условность жуть как раздражает своей ненужностью. Особенно когда строишь большую деревню и вынужден по её периметру настроить с десяток верстаков и при этом по окончанию строительства никуда их не убирать, ведь иначе ремонт построек будет недоступен.
Причём беды на этом не заканчиваются. Если вы хотите починить свою экипировку или скрафтить, например, топор, вам придётся верстак или кузницу поместить в помещение, причем обязательно с крышей — и это ещё одна условность, которая ничем не объясняется. Как, например и невозможность лежать на кровати, пока рядом с ней нет горящего костра.
Не трудно понять, почему игра настолько популярна. Это разнообразный «сурвайвал», хорошо подходящий для кооператива. Он не давит необходимостью постоянно «выживать», и ты всегда сам решаешь, чем заняться.
И всё же Valheim полна оговорок. Это хорошая игра, но только по меркам других, более дешёвых «выживачей». Она неплохо оптимизирована, но только в сравнении с другими проектами в раннем доступе. Здесь увлекательные бои, но только пока не встретишь какого-нибудь утомительного босса. Здесь можно строить красивые здания, но это больно и неудобно.
Остаётся только надеяться, что разработчики со временем улучшат те элементы игры, которые сейчас не вызывают ничего кроме раздражения. И если это произойдёт, Valheim можно будет по праву называть одной из лучших игр в своём жанре.
Вывод
Игра безусловно достойна внимания , достойна , чтобы ее купили в Стим и поддержали разработчиков и провести пару десятков часов совсем не жалко. Но, кто знает куда разработчиков приведет этот хит, пока она только в Альфа версии и что будет дальше не совсем понятно. Конечно , когда такой старт и такое внимание на тебя обрушивается , то невольно начинаешь задумываться , а стоит дальше делать из игры "конфетку" или просто выпустить пару патчей , собрать сливки и жить в свое удовольствие . Будем надеяться, что разработчики на этом не остановятся и буду только улучшать свой продукт , а не превратятся в условный второй "Ubisoft".