Блог "Судострой" продолжает знакомить читателей с новинками отечественной промышленности. Не так давно речь шла о сданном осенью 2020 года рыболовном траулере "Баренцево море", сегодня прогуляемся по готовящемуся к сдаче в 2021 году морскому судну тылового обеспечения (СТО) "Всеволод Бобров".
Побывать на борту необычного судна, построенного по заказу министерства обороны, удалось благодаря содействию пресс-службы завода "Северная верфь". На момент съемки судно находилось на завершающем этапе подготовки к выходу на ходовые испытания, поэтому просьба не заострять внимание на незначительных недочётах. Финальный лоск ещё будет наведён позже.
Судно "Всеволод Бобров" является вторым представителем проекта 23120 (разработчик – ЗАО "Спецсудопроект"). Закладка героя сегодняшнего повествования состоялась на Северной верфи в 2013 году, спуск на воду – в 2016 году.
Головное судно серии – "Эльбрус" – было принято в отряд судов обеспечения службы вспомогательного флота Северного флота в 2018 году. С тех пор "Эльбрус" побывал в кругосветном плавании, а в настоящее время, в рамках комплексной экспедиции, решает задачи по поиску погибших в годы войны кораблей и судов в Баренцевом море.
Судно тылового обеспечения проекта 23120 имеет следующие основные характеристики:
- длина – 95 м;
- ширина – 22 м;
- осадка – 9 м;
- скорость – 18 узлов;
- водоизмещение – 8 600 тонн;
- дальность плавания – 5 000 морских миль;
- автономность – 60 суток.
СТО проекта 23120 может решать несколько задач, поэтому к наименованию часто добавляют прилагательное "многофункциональное". Основное же назначение – погрузка, транспортировка и выгрузка сухих грузов.
В этой части, по сравнению с "Эльбрусом", "Всеволод Бобров" был незначительно модернизирован. Помимо обычных контейнеров, второе судно проекта 23120 может перевозить рефконтейнеры и технику, для погрузки которой предусмотрены специальные траверсы.
Ещё один кран грузоподъемностью 6 тонн расположен в носовой части. Он предназначен для погрузки провизии и работы с дополнительным оборудованием. Например, кранцами или грейфером.
Также судно проекта 23120 может использоваться для буксировки судов и кораблей, вплоть до авианосца. Для этого предусмотрена лебёдка мощностью 1200 кН и два роульса. Помимо этого, в наличии вспомогательная лебедка, которая используется для распределения контейнеров на палубе.
Ещё одно предназначение данного судна – выполнение спасательных операций. По проекту экипаж судна составляет 29 человек, при этом предусмотрены места для размещения 60 человек.
Помимо этого, "Всеволод Бобров" может использоваться для картографирования морского дна. Установленный на судне многолучевой эхолот позволяет проводить съемку на глубинах до 1 км.
СТО проекта 23120 имеет несимметричный ходовой мостик. Сделано это для удобства маневрирования и швартовки. На мостике расположены три поста управления, с каждого из которых можно управлять работой двух кормовых винторулевых колонок и двух носовых подруливающих устройств. Основной (капитанский) пост управления смещён к правому борту.
С кормового поста управления контролируется выполнение лётных операций. Хотя на судне нет вертолётной площадки, оно может принимать грузы, в том числе на ходу, с вертолёта без посадки. Для этого на грузовой площадке размещается специальная сетка, а для передачи грузов используется авиационный контейнер.
На кормовом посту управления также расположены экраны и органы управления системой динамического позиционирования (DP). Она позволяет обеспечивать заданное положение судна при волнении моря до 5 баллов.
Судно проекта 23120 имеет максимально возможный класс автоматизации А1, который допускает эксплуатацию в течение 24 часов в полностью автоматическом режиме. При этом на ходовом мостике может находиться один человек, наблюдающий за обстановкой.
Класс автоматизации А1 также допускает эксплуатацию судна без постоянного присутствия персонала в центральном посту управления (ЦПУ) и машинном отделении.
Машинное отделение судна "Всеволод Бобров" выглядит следующим образом. На судне реализована схема электродвижения. Четыре главных дизель-генератора мощностью 4,1 МВт каждый вырабатывают электроэнергию для собственных нужд судна и питания двух кормовых полноповоротных винторулевых колонок (ВРК) мощностью 6 МВт каждая.
В носовой части предусмотрены два подруливающих устройства мощностью 1 МВт каждое. Производитель – НПО "Винт" Центра судоремонта "Звездочка". В отличие от головного судна "Эльбрус", в подруливающих устройствах "Всеволода Боброва" установлены модернизированные шестилопастные винты, снижающие вибрацию.
Для распределения электроэнергии используется главное распределительное устройство (ГРУ) от компании "ВНИИР-Прогресс". Петербургский производитель изготовил главный распределительный щит, а также комплект электрораспределительных устройств.
Напоследок немного о жилищно-бытовых условиях. Например, вот так выглядит изнутри одна из блок-кают.
По словам судостроителей, условия для проживания достаточно комфортные, особенно, по сравнению с боевыми кораблями.
Как уже было сказано, автономность судна составляет 60 суток. Для комфортного пребывания в рейсе для экипажа предусмотрены спортзал, сауна с бассейном, парикмахерская, прачечная.
Интересно, что во время испытаний на борту судна находится в несколько раз больше людей, чем предусмотрено проектом. Так, на испытания судна "Всеволод Бобров" отправятся более 150 человек. Для их размещения будут задействованы все свободные помещения.
Вот такое судно должно вскоре выйти в Балтийское море на ходовые испытания, которые затем, если всё пойдёт по намеченному плану, перейдут в государственные испытания. По их завершении "Всеволод Бобров" будет передан заказчику.
Затем судно направится к месту службы на Черноморский флот.