Найти тему
Судострой

Как устроен новый "снабженец" от Северной верфи. Изучаем судно "Всеволод Бобров"

Блог "Судострой" продолжает знакомить читателей с новинками отечественной промышленности. Не так давно речь шла о сданном осенью 2020 года рыболовном траулере "Баренцево море", сегодня прогуляемся по готовящемуся к сдаче в 2021 году морскому судну тылового обеспечения (СТО) "Всеволод Бобров".

1. Судно "Всеволод Бобров"
1. Судно "Всеволод Бобров"

Побывать на борту необычного судна, построенного по заказу министерства обороны, удалось благодаря содействию пресс-службы завода "Северная верфь". На момент съемки судно находилось на завершающем этапе подготовки к выходу на ходовые испытания, поэтому просьба не заострять внимание на незначительных недочётах. Финальный лоск ещё будет наведён позже.

Судно "Всеволод Бобров" является вторым представителем проекта 23120 (разработчик – ЗАО "Спецсудопроект"). Закладка героя сегодняшнего повествования состоялась на Северной верфи в 2013 году, спуск на воду – в 2016 году.

2. Служить "Всеволод Бобров" отправится на Черноморский флот
2. Служить "Всеволод Бобров" отправится на Черноморский флот

Головное судно серии – "Эльбрус" – было принято в отряд судов обеспечения службы вспомогательного флота Северного флота в 2018 году. С тех пор "Эльбрус" побывал в кругосветном плавании, а в настоящее время, в рамках комплексной экспедиции, решает задачи по поиску погибших в годы войны кораблей и судов в Баренцевом море.

3. Модель СТО проекта 23120
3. Модель СТО проекта 23120

Судно тылового обеспечения проекта 23120 имеет следующие основные характеристики:

  • длина – 95 м;
  • ширина – 22 м;
  • осадка – 9 м;
  • скорость – 18 узлов;
  • водоизмещение – 8 600 тонн;
  • дальность плавания – 5 000 морских миль;
  • автономность – 60 суток.

СТО проекта 23120 может решать несколько задач, поэтому к наименованию часто добавляют прилагательное "многофункциональное". Основное же назначение – погрузка, транспортировка и выгрузка сухих грузов.

4. Краны грузоподъемностью 50 тонн на грузовой палубе, рассчитанной на 2000 тонн
4. Краны грузоподъемностью 50 тонн на грузовой палубе, рассчитанной на 2000 тонн

В этой части, по сравнению с "Эльбрусом", "Всеволод Бобров" был незначительно модернизирован. Помимо обычных контейнеров, второе судно проекта 23120 может перевозить рефконтейнеры и технику, для погрузки которой предусмотрены специальные траверсы.

5. Траверса грузоподъемностью 6 тонн
5. Траверса грузоподъемностью 6 тонн

Ещё один кран грузоподъемностью 6 тонн расположен в носовой части. Он предназначен для погрузки провизии и работы с дополнительным оборудованием. Например, кранцами или грейфером.

6. Грейфер, лебедки, кранцы и кран в носовой части
6. Грейфер, лебедки, кранцы и кран в носовой части

Также судно проекта 23120 может использоваться для буксировки судов и кораблей, вплоть до авианосца. Для этого предусмотрена лебёдка мощностью 1200 кН и два роульса. Помимо этого, в наличии вспомогательная лебедка, которая используется для распределения контейнеров на палубе.

7. Буксирная лебедка
7. Буксирная лебедка

Ещё одно предназначение данного судна – выполнение спасательных операций. По проекту экипаж судна составляет 29 человек, при этом предусмотрены места для размещения 60 человек.

8. Корзина для спасения с воды терпящих бедствие
8. Корзина для спасения с воды терпящих бедствие

Помимо этого, "Всеволод Бобров" может использоваться для картографирования морского дна. Установленный на судне многолучевой эхолот позволяет проводить съемку на глубинах до 1 км.

9. Капитанский пост управления
9. Капитанский пост управления

СТО проекта 23120 имеет несимметричный ходовой мостик. Сделано это для удобства маневрирования и швартовки. На мостике расположены три поста управления, с каждого из которых можно управлять работой двух кормовых винторулевых колонок и двух носовых подруливающих устройств. Основной (капитанский) пост управления смещён к правому борту.

10. Пост управления левого борта
10. Пост управления левого борта

С кормового поста управления контролируется выполнение лётных операций. Хотя на судне нет вертолётной площадки, оно может принимать грузы, в том числе на ходу, с вертолёта без посадки. Для этого на грузовой площадке размещается специальная сетка, а для передачи грузов используется авиационный контейнер.

На кормовом посту управления также расположены экраны и органы управления системой динамического позиционирования (DP). Она позволяет обеспечивать заданное положение судна при волнении моря до 5 баллов.

11. Кормовой пост управления
11. Кормовой пост управления

Судно проекта 23120 имеет максимально возможный класс автоматизации А1, который допускает эксплуатацию в течение 24 часов в полностью автоматическом режиме. При этом на ходовом мостике может находиться один человек, наблюдающий за обстановкой.

Класс автоматизации А1 также допускает эксплуатацию судна без постоянного присутствия персонала в центральном посту управления (ЦПУ) и машинном отделении.

12. Центральный пост управления
12. Центральный пост управления

Машинное отделение судна "Всеволод Бобров" выглядит следующим образом. На судне реализована схема электродвижения. Четыре главных дизель-генератора мощностью 4,1 МВт каждый вырабатывают электроэнергию для собственных нужд судна и питания двух кормовых полноповоротных винторулевых колонок (ВРК) мощностью 6 МВт каждая.

13. Главные дизель-генераторы
13. Главные дизель-генераторы

В носовой части предусмотрены два подруливающих устройства мощностью 1 МВт каждое. Производитель – НПО "Винт" Центра судоремонта "Звездочка". В отличие от головного судна "Эльбрус", в подруливающих устройствах "Всеволода Боброва" установлены модернизированные шестилопастные винты, снижающие вибрацию.

Для распределения электроэнергии используется главное распределительное устройство (ГРУ) от компании "ВНИИР-Прогресс". Петербургский производитель изготовил главный распределительный щит, а также комплект электрораспределительных устройств.

14. Помещение ГРУ
14. Помещение ГРУ

Напоследок немного о жилищно-бытовых условиях. Например, вот так выглядит изнутри одна из блок-кают.

15. Спальное место в блок-каюте
15. Спальное место в блок-каюте

По словам судостроителей, условия для проживания достаточно комфортные, особенно, по сравнению с боевыми кораблями.

16. Рабочее пространство в блок-каюте
16. Рабочее пространство в блок-каюте

Как уже было сказано, автономность судна составляет 60 суток. Для комфортного пребывания в рейсе для экипажа предусмотрены спортзал, сауна с бассейном, парикмахерская, прачечная.

17. Камбуз
17. Камбуз

Интересно, что во время испытаний на борту судна находится в несколько раз больше людей, чем предусмотрено проектом. Так, на испытания судна "Всеволод Бобров" отправятся более 150 человек. Для их размещения будут задействованы все свободные помещения.

18. Столовая
18. Столовая

Вот такое судно должно вскоре выйти в Балтийское море на ходовые испытания, которые затем, если всё пойдёт по намеченному плану, перейдут в государственные испытания. По их завершении "Всеволод Бобров" будет передан заказчику.

19. Вид на грузовую палубу с крыши ходового мостика
19. Вид на грузовую палубу с крыши ходового мостика

Затем судно направится к месту службы на Черноморский флот.

20. Спасательное оборудование судна "Всеволод Бобров"
20. Спасательное оборудование судна "Всеволод Бобров"