Найти тему
Дефектолог/Логопед

Специфика развития общения у детей и подростков при дефицитарном дизонтогенезе (нарушение слуха)

Нарушение слуха

В пределах дошкольного детства с деятельность общения детей со сверстниками имеет большое значение в жизни ребенка благодаря своему непринужденному раскованному характеру, яркой эмоциональной окраске. Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Нарушение слуха крайне неблагоприятно отражается на развитии ребѐнка. У большинства детей нарушение слуха наступает в период формирования звуковой речи, поэтому нарушение слуха ограничивает возможности общения ребѐнка с окружающими. Общение с окружающими людьми, в том числе со сверстниками, складывается в онтогенезе постепенно. Предпосылкой общению служит реакция сосредоточения, возникающая у младенца при контактах со взрослыми, затем — появление улыбки и, наконец, комплекс оживления, так же непосредственно-эмоциональное общения . Е.И. Исенина выделяет протоязык, т.е. систему дословесных средств коммуникации, формирующуюся сначала в эмоциональном общении ребенка с матерью, и близкими . Он является предпосылкой усвоения речи и последующего общения с окружающими.

(Продолжение статьи, начало в предыдущей публикации)

Е.И. Исенина выделила в своем исследовании четыре типа взглядов:

указательный, направленный на предмет с целью привлечь к нему внимание другого человека;

контактный взгляд, направленный в глаза другому человеку с целью обратить на себя внимание;

взгляд, ищущий оценку (своего действия), направленный в глаза другому человеку после совершения какого-либо действия;

соединяющий взгляд, объединяющий предмет, на который указывает ребенок, и человека, к которому он обращается по поводу этого предмета.

У годовалых глухих детей отмечены два типа взглядов — контактный и ищущий оценку , когда у слышащих детей того же возраста представлены уже все четыре типа взглядов , и только к полутора годам у глухих детей появляются и другие типы взглядов . В протоязыке глухих детей большое значение приобретают движения, в первую очередь жесты, число и частота употребления которых в функции привлечения внимания больше, чем в протоязыке слышащих, однако у глухих детей в возрасте до двух лет медленнее формируется функциональное содержание жеста . У слышащих детей формированию и правильному использованию жеста помогает речь. У ребенка с нарушенным слухом сохраняется воздействие выражения лица в течение всего высказывания свидетельствует об усилении роли эмоциональной экспрессии. Она передает внутреннее эмоциональное состояние ребенка, его отношение к партнеру по общению.

Эмоциональноэкспрессивные функции, по мнению Е. И. Исениной, у глухих детей выполняют жесты, взгляд и мимическая эмоциональная экспрессия. Таким образом, в становлении первой ведущей деятельности — эмоционального общения — у многих глухих детей наблюдается отставание .

Дети с нарушением слуха в возрасте до двух лет не вступают в общение со сверстниками.

Глухие и слабослышащие дети в возрасте двух-трех лет недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Опыт общения с 12 глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет позволят выделить детей, которые не общаются со сверстниками, и детей, которые постоянно обращаются к взрослым и изредка к другим детям, стараясь жестами, мимикой и взглядами рассказать о том, что с ними происходит.

Дети среднего дошкольного возраста испытывают к общению со сверстниками больший интерес, чем дети младшего дошкольного возраста. На этих возрастных этапах облегчают общение и взаимопонимание детей с нарушением слуха со сверстниками использование мимикожестикуляторных средств общения.

К старшему дошкольному возраста потребность в контактах с другими детьми возрастает, дети начинают обмениваться информацией в процессе общения. Выделяются дети-лидеры, которым подражают другие ребята, так же нередко в группах бывают дети, с которыми не дружат сверстники, демонстрируя равнодушие либо негативное отношение к ним, не принимая их в общие игры.

В данном возрасте между детьми возникают дружба и привязанность, однако дошкольники не могут объяснить выбор своих друзей и определяют мотивы взаимоотношений, ориентируясь на оценку педагога, или называют незначительные ситуативные причины. Исследуя школьную готовность старших дошкольников с нарушением слуха, Е. Г. Речицкая и Е. В. Пархалина отмечают, что у детей наблюдается низкий уровень способности к инициативному межличностному общению в совместной деятельности: «в ситуации игры, когда задание могло быть выполнено только при согласовании своих действий друг с другом, оно оказывалось непосильным, так как многие вообще не обращали внимание на партнера»