Найти тему
264,6K подписчиков

Возможны ли границы в космосе с точки зрения нашего разведчика

3,4K прочитали

Дмитрий Куликов в своей «Формуле смысле» поприветствовал профессора МГИМО Андрея Олеговича Безрукова:

- Доброе утро, товарищ полковник!

Я, как многие девчонки непреклонного возраста 50+ без остановки, люблю послушать нашего Штирлица. Он был по ту сторону фронта, знает, о чем говорит.

Супруги, которые больше двадцати лет работали за рубежом разведчиками-нелегалами, пока их не выдал предатель.
Супруги, которые больше двадцати лет работали за рубежом разведчиками-нелегалами, пока их не выдал предатель.

Андрей Олегович еще до известных приключений Байдена с сочувствием отозвался о нынешнем главе США. Трудно человеку, когда ему под 80. Недаром во время предвыборной кампании кандидата на высокий пост не показывали целое лето.

Человек пересилил себя на последнем этапе гонки, что не могло не сказаться на последующих. Окружение работает, как умеет. В частности, смыкает кольцо союзников вокруг Китая. И делает ставку на Индию, с которой у Поднебесной есть свои тёрки, недаром же индусы вовсю выпиливают у себя их приложения. Никак не хотят иметь китайские информационные технологии у себя дома. И первым в Индию летит новый министр обороны США. Значит, будут строить военные отношения.

Но всё это палки о двух концах. Для полного смыкания кольца нет никаких возможностей. И вообще - реальное боевое соприкосновение идет сегодня не на земле, а в киберпространстве.

Вот, собственно, об этом монологе бывшего разведчика я и хотела вам рассказать. Чтобы мои подруги, мамы детей, увлекающимися всякими IT, знали, в какую сферу можно направить свою молодежь. Если такси будет водить бесчувственный робот (о, мои нервы, а с кем в пути обсудить подруг?), то сфера, о которой заговорил Андрей Безруков, точно будет нуждаться в продвинутых спецах.

Дмитрий Куликов в своей «Формуле смысле» поприветствовал профессора МГИМО Андрея Олеговича Безрукова: - Доброе утро, товарищ полковник!-2

- Киберпространство сегодня - единственная среда, где можно продолжать гонку вооружений. Можно, конечно, в космосе, но это обоюдоострый меч. Если вы ставите в космических системах наступательные вооружения, это сразу очень сильно дестабилизирует оборонные системы. А если готовитесь сбивать спутники, то это не здорово, потому что многие системы разведки и связи завязаны на космос. Космосом будут угрожать, что-то там будут делать, но пока сильно трогать не будут. Потому что непонятно - как оно откликнется, если вдруг аукнется.

Ядерные вооружения нет смысла развивать. Их будут просто поддерживать. Это гарантия безопасности, сдерживания...

А вот в киберпространстве можно делать большие деньги.

 Игрушечное. Не пугайтесь.
Игрушечное. Не пугайтесь.

- Мы говорим сейчас об искусственном интеллекте, о больших данных, о квантовых технологиях... Здесь повторят ту комбинацию, что применялась уже несколько раз. Государство начинает, ссылаясь на военные нужды, на необходимость обеспечения обороноспособности инвестировать в эти области триллионы и триллионы. Вместе с корпорациями... Ведь государство всё закажет тому же Гуглу и Майкрсофту. И это великолепная возможность набить себе карманы триллионами долларов в следующие 10-20 лет. От такого никто не откажется. Это значит - гонка вооружений в киберпространстве. Уже сейчас созданы все условия, киберкомандования. Создается и киберзащита.

Совершенно невозможно остановить этот процесс. Договариваться никто не будет. Настолько сладкий кусочек... Ограничишь его сейчас, а деньги-то как делать? Область – абсолютно опасная. Будет страшная гонка всех против всех. США, конечно, будут вкладывать туда денег больше . Китай – тоже вложит гигантские средства. Ну, к сожалению, и нам придется...

Придется всем. В меру возможностей. У нас интеллектуальные возможности есть. Денежные придется искать. Потому что область очень важная. Критическая инфраструктура – это все системы, на которых живет страна. Системы энергоснабжения, логистика, ЖКХ (тот же «Умный город»), системы связи, финансы... Если критическая инфраструктура не работает – нет света, связи – представьте себе, как вы будете жить.

А по этим системам может быть нанесен киберудар. Очень многие системы зависимы от интернета, от иностранного оборудования, в котором сделаны соответствующие закладки. Их могут активировать в любую минуту.

Нужна очень большая работа для того, чтобы вывести нашу критическую инфраструктуру из-под зависимости западных поставщиков. Эта работа ведется, но она требует времени и денег. И пока она не закончена, мы находимся в очень серьезной опасности. Если вдруг по нам будет нанесен киберудар, есть вероятность, что он сможет достигнуть цели. Поэтому нужно работать очень и очень активно.

Нам нужно собственное оборудование. И, слава Богу, государство этим очень сильно озаботилось. Но как бы сильно оно не заботилось, у нас в ключевых системах столько иностранных компонентов, что заместить их быстро все равно не получится.

Вот и сейчас собеседники общаются в невидимом глазу пространстве. В студии ВестиFM Безруков находится виртуально.
Вот и сейчас собеседники общаются в невидимом глазу пространстве. В студии ВестиFM Безруков находится виртуально.

Куликов: Все данные и системы должны замыкаться на наши носители. И хранение данных должно быть только на нашей территории. И возможность физического перекрытия доступа к этим системам данных. Это первое. А потом надо будет вычищать шаг за шагом цифровое оборудование. Начав с самых критических точек...

Безруков: В этой сфере нужна жесткая командная вертикаль. Не должно получиться «у семи нянек дитя без глазу». Каждый губернатор должен четко знать, кто в губернии отвечает за кибербезопасность, кто на каждом предприятии что делает, какие стоят системы на каком оборудовании и так далее. По всей стране. Это очень большой процесс. Мы должны понимать, кто где командует. Должно быть ответственное лицо, с которого можно спросить. Чтобы ответственность не перекладывалась с регулятора на провайдера и дальше еще куда-то... Вертикаль власти должна быть одна. Потому что это война. В армии тоже одна вертикаль. Ответственность не делится. Так же должно быть и киберпространстве, иначе ничего не получится.

И второе. Мы, по сути, сейчас не имеем рынка данных. Приходят Гугл, Фейсбук, тот же Тик-Ток и пользуются нашими данными практически бесплатно. Не буду говорить о том, что они выкачивают, но – мои личные данные и данные любого из нас должны каким-то образом регулироваться. И мы должны четко понимать, кому они принадлежат. Либо они принадлежат нам и мы можем сказать: «Не трогайте мои данные, я не хочу, чтоб они где-то были». Или я могу продать их тому же Гуглу, пусть он их использует, но платите мне за это деньги. Либо данные – государственные и точно так же государство может сказать Гуглу: «Прекрасно. Ты хочешь немножко моих данных? Так заплати». И тогда будет рынок данных. Если они имеют ценность, давайте определим - какую. И те, кто собирает и эксплуатирует эти данные, должны это делать за деньги. Тогда понятно, каким образом мы свои данные будем использовать. Хотим или не хотим – другой вопрос. Не хотим – закроем. Захотим – продадим.Но мы должны распоряжаться ими сами. И этот вопрос должен быть закрыт. А он и не открывался! Такой дискуссии даже толком нет. И это очень выгодно...

Куликов: Есть у нас Минцифры (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций). Что они там делают, мы не знаем. Вертикаль необходима, потому что это вопрос национальной безопасности. Фактически должна быть введена военная система управления всем этим цифровым пространством. И только тогда можно будет реализовывать все этапы, о которых я сказал. По-другому не получится.

Безруков: Согласен. Это военная сфера на данный момент.

Куликов: Она очень быстро стала военной. И космос тоже будет военным. И мы должны это понимать. Там то же самое потребуется. Вообще культурно-исторически как только человек выходил в новую среду, он ее осваивал с военной точки зрения. И на суше, и на море...

Безруков: Он же столбил границы.

Куликов: Да. Пошел в море – появились военно-морские силы. Потом и подводное пространство освоил с военной точки зрения. И воздух. Теперь вот две новых среды. У американцев средовым образом организовано управление войсками: есть воздушное, морское, сухопутное командование. В последние годы появилось киберкомандование и космическое. Не значит, что они куда-то прорвались, но это симптом...

Безруков: (не без улыбки) Думаю, у них скоро появится лунное командование.

Куликов: Или марсианское. Илон Маск же манекен отправил осваивать...

Маск в мечтах  о колонизации Марса. Куликов и его друг профессор Лосев крайне скептически относятся к этому человеку.
Маск в мечтах о колонизации Марса. Куликов и его друг профессор Лосев крайне скептически относятся к этому человеку.

Безруков: Это будет частная военная лунная компания типа Ост-Индской. Дадут концессию на Луну...Типичный англосаксонский подход к освоению новых пространств.

Куликов: В Ост-Индской компании индусы были ее рабами. А селениты, интересно, есть? Компанию надо будет точно создавать, если их обнаружат. Лунатики. А подчинять их должна будет такая частная военная компания.

Кадр из фильма "Первые люди на Луне", 1919 год по Герберту Уэллсу. Селениты и землянин.
Кадр из фильма "Первые люди на Луне", 1919 год по Герберту Уэллсу. Селениты и землянин.
Это вымысел любителей 3D-моделирования.
Это вымысел любителей 3D-моделирования.
Это селенит из французского мультфильма "Тайна жителей Луны" 1982 год.
Это селенит из французского мультфильма "Тайна жителей Луны" 1982 год.
Поймал голову. Приветствует барона Мюнхгаузена и его команду.
Поймал голову. Приветствует барона Мюнхгаузена и его команду.
Склоняет голову...
Склоняет голову...

Безруков: Лунатиков у нас полно без селенитов.

Мы должны понимать, какой гигантский фронт работ впереди. Один из них - космический интернет. Без него мы останемся без связи. Без него перекроют нам голос наш. И никто нас в мире не услышит. А над нами-то летать будут. Космический интернет уже строится. А мы, вроде, о нем поговорили... И где он? А это не Луна. Это сегодня и завтра. Здесь все технологии отлажены. Это просто-напросто надо делать. И я не знаю, что наш Роскосмос делает по этому поводу, хотя это не только его проблема.

Куликов: Но нам придется действовать, понимая ограниченность нашего ресурса.

Безруков: Значит, надо искать партнеров, чтоб его расширять. Партнеры, слава Богу, есть. Те же самые индусы, который ни в китайский, ни в американский интернет, думаю, не пойдут. С ними надо договариваться. Есть и другие игроки...

Р. S . Друзья, не забывайте, что моя фамилия не Шойгу и не Рогозин. И что я работаю не в Министерстве цифры, а ем яблоко и смотрю в окно. Иногда рассказываю вам о том, что интересного там увидела. А дальше думайте сами.