Найти тему
Lalia

План-конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука[ш]

Тема: Природа.

Цель: Автоматизация звука [ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

- продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [ш];

- продолжать учить составлять распространенные предложения;

- формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие задачи:

- подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [ш];

- продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения звука [ш];

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие фонематического слуха;

- развитие мелкой и общей моторики;

- активизация словаря.

Воспитательные задачи:

- развивать познавательную мотивацию;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: зеркало, листья для дыхательной гимнастики, картинки по теме «природа», таблицы «автоматизация звука [ш] в слогах», аудиозапись для упражнения «Тук-ток».

ХОД ЗАНЯТИЯ (ЭТАПЫ):

Создание мотивационного поля (организационный момент)

1. Загадки

· Не похожи на иголки,

А упали тоже с ёлки. (шишки)

· На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий… (шмель)

· Кто-то ловко юркнул в норку,

Прихватив от хлеба корку

Знаешь ты ее малыш,

Это серенькая… (Мышь)

· Говорят, он любит мёд,

Ловит рыбу, как мальчишка,

Спит в берлоге в Новый Год

Беззаботный, бурый … (Мишка)

2. Артикуляционная гимнастика

· «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

· «Чашка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

· «Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать, ротик нужно облизать.

· «Парус»

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

· «Маляр»

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

· «Гриб»

Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

· «Фокус»

Хочешь, фокус покажу?

На нос ватку положу,

Дуну я на ватку эту –

Фокус-покус – ватки нету!

3. Дыхательная гимнастика

· «Ветер и листья»

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следи, чтобы не надувались щеки, а плечи не поднимались.

4. Развитие мелкой моторики

· «Тук-ток» (С.С. и Е.С. Железновы)

Тук, ток, туки ток

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки - ток,

Бьёт кулак как молоток.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблучки.

Тук, тук, тук туки,

Застучали каблучки.

Тук, тук, тук туки,

Две ноги и две руки,

Тук, тук, тук туки

Бьют и бьют как молотки.

Тук, тук целый день

Мне стучать совсем не лень.

Тук, тук целый день

Мне стучать совсем не лень.

Актуализация знаний и затруднение в игровой ситуации

1. Автоматизация изолированного звука

Как шипит змея? А как шелестят листья на ветру?

2. Характеристика звука.

Давай вспомним в каком положении находятся губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [ш]. (Губы округлены и выдвинуты вперед; зубы сближены; кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат; форма языка напоминает чашечку; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит)

Звук [ш] какой? (Согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом)

3. Задание на развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши если услышишь звук [ш]: шиповник, животные, листья, мошка, шмель, береза, лошадь, медведь, лягушата, зайчата, ветер, ландыш, каштан, тучи, грибы, солнышко, ромашка.

4. Динамическая пауза

· «Листья» (Н. Нищева)

Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, расставив руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают).

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками влево-вправо)

Будто опять закружиться хотят (Снова кружатся на носочках).

Самостоятельное применение нового знания на практике

1. Автоматизация звука в слогах

Проводи пальчиком по стрелкам и проговаривай слоги.

Ша, шо, шу, ши.

Аш, ош, уш и т.д.

Аша, ашо, ашу и т.д.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях

Назови, что изображено на картинках: шиповник, ромашка, шмель, ландыши, лошадь.

Составь предложения с данными словами.

Рефлексия (итог)

С каким звуком мы сегодня работали?

Дай характеристику звука [ш].

Вспомни и назови слова с этим звуком.

Приложение

Автоматизация изолированного звука

Автоматизация звука в слогах

-2

Автоматизация звука в словах

-3
  • Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.