Всем привет!
Планы относительно данной статьи я вынашивал очень давно, однако не было времени посидеть за анализом данных. Суть вопроса вот в чём - когда мы открываем рекламную брошюру абсолютно любого автомобиля, то там, естественно, есть раздел, посвященный характеристикам двигателя. Разгон до сотни, обороты, при которых достигается максимальный крутящий момент и одно из самых главных - показатели расхода топлива. И, пожалуй, самый главный вопрос в том, насколько достижимы в реальности эти показатели расхода бензина.
Мне в этом плане повезло, я вёл детальную статистику расхода топлива для двигателя 1.6 MPI CWVA EA211, которым оснащён мой Volkswagen Polo Sedan. Вот фрагмент таблицы, которую я веду:
Нужна мне эта детализация была, в первую очередь, для фиксации моточасов, но есть и другая информация, которая может быть почерпнута из неё - это зависимость расхода топлива от средней скорости движения автомобиля и от времени года.
Комплектация автомобиля и условия эксплуатации
Как я уже выше писал, для правильного восприятия информации нужно уточнить условия, в которых она была получена. Данные замеры были получены для автомобиля Volkswagen Polo Sedan с атмосферным двигателем 1.6 MPI CWVA EA211 и автоматической 6-ти ступенчатой коробкой передач Aisin. Автомобиль эксплуатируется в Сибири, поэтому большая часть времен у нас - это зима. Зимний период (период отрицательных температур) начинается в середине октября и заканчивается в апреле (если повезет), а если нет - то может и в мае. Т.к. машина покупалась для супруги, то передвигается автомобиль преимущественно в условиях городского потока. Автозапуска по отрицательной температуре на автомобиле нет, поэтому искажения параметра "средняя скорость" не происходит.
Источники информации
Основным поставщиком информации служили, конечно же, показания бортового компьютера. С учётом того, что я достаточно кропотливо записывал показания, то могу разве что отметить о выбраковке ряда показаний, связанных с тем, что однажды у машины сел аккумулятор и мне пришлось его менять, поэтому показания бортового компьютера сбились и использовать их в статистическом анализе было бы не очень корректно. Из данных бортового компьютера я использовал следующую информацию:
- Расход бензина (л на 100 км пути)
- Средняя скорость (в км/ч)
- Температуру окружающего воздуха в момент заправки автомобиля (гр. Цельсия)
Пример некондиционного показания среднего расхода топлива приведен ниже:
Еще одно условие некорректной работы бортового компьютера - во время длительного простоя автомобиля в сильные морозы (минус 40 и ниже) показания БК также сбросились. В итоге я их тоже не учитывал. Детальный разбор возможностей бортового компьютера я уже ранее описывал, поэтому если возникли вопросы о корректности использования того или иного параметра, сначала посмотрите видеообзор функционала бортового компьютера, с большой долей вероятности там есть ответы на Ваши вероятные вопросы.
Но, при этом, есть возможность дополнительно рассчитать средний расход топлива, параллельно показаниям бортового компьютера. Делал я это так - при каждой заправке я заправляюсь до полного бака (первое отщелкивание заправочного ограничителя), поэтому средний расход топлива можно посчитать как отношение объема заправленного в бак топлива (в литрах) к пройденному между заправками пути (в километрах). Поэтому при анализе я буду оперировать двумя параметрами - средним расходом топлива, посчитанным бортовым компьютером и средним расходом топлива, посчитанным самостоятельно.
Паспортные показатели расхода топлива для двигателя 1.6 MPI CWVA EA211
Прежде чем приступить к анализу фактических (практических) данных, надо обозначить паспортные показатели расхода, которые предусмотрены заводом-изготовителем. Для автомобиля Volkswagen Polo Sedan с автоматической коробкой передач показатели расхода бензина следующие:
- расход в городском цикле: 7,9 л. на 100 км пути
- расход в загородном цикле: 4,7 л. на 100 км пути
- расход в смешанном цикле: 5,9 л. на 100 км пути
Далее приступлю к анализу практических данных. Группировать буду не только по величине средней скорости, но и по сезонности (отдельно буду рассматривать летний период и зимний период). К группе "зимний период" я отнёс промежуток времени с 1 ноября по 1 мая, а к группе "летний период" я отнёс промежуток времени с 1 мая по 1 ноября.
Фактические показатели расхода топлива в зависимости от средней скорости для двигателя 1.6 MPI CWVA EA211
Средняя скорость от 10 до 15 км/ч
Как выглядит дорожный поток при такой средней скорости? Как-то так:
Данным диапазоном скорости характеризовался исключительно зимний период времени, т.к. характерная особенность нашего города - узкие улицы, поэтому любой, даже самый небольшой, снег, мгновенно парализует движение и получается примерно как на фотографии выше. Диапазоны расхода топлива получились следующие:
Ручная калькуляция даёт стабильно более высокий показатель расхода топлива. Превышение примерно на 2 - 2,5 литра. Лично я это связываю с тем, что на заправке сам факт отщелкивания ограничителя не говорит о том, что объем в каждом конкретном случае будет считаться в одних и тех же условиях. Но даже если ориентироваться на показания бортового компьютера, то, как видите, до паспортного городского расхода в 7,9 литра ой как далеко.
Медианный диапазон величин расхода топлива находится в интервале от 11,4 до 15,2 литров на 100 км пути
Средняя скорость от 16 до 20 км/ч
Собственно, при таких средних скоростях поток движется чуть быстрее, чем черепаха. Анализ расхода топлива показал следующие зависимости:
Как видите, в сезонность вклинилось лето. Летний средний расход топлива почти стабильно ниже зимнего при одинаковой средней скорости, что весьма логично в силу уменьшения времени работы на холостых оборотах перед поездкой автомобиля. По медианным показателям ситуация следующая:
- в зимний период расход топлива колебался в диапазоне от 9,7 до 11,2 л на 100 км
- в летний период расход топлива составлял диапазон от 9,2 до 10,9 л на 100 км пути
Опять же, паспортные показатели пока вне пределов достижения.
Средняя скорость от 21 до 25 км/ч
Следующий интервал наблюдения я бы охарактеризовал как умеренно пробочный. Т.е. дорожная обстановка примерно такая:
Показатели расхода топлива получились следующие:
Зимние интервалы наблюдения еще случаются, но это скорее исключение из правил - это либо поездки на выходных на работу, когда плотность траффика снижается, либо поездки вне часа-пик.
В зимний период наблюдения расход топлива составляет от 8,5 до 9,5 л на 100 км пути, а в летний период - от 8,5 до 9,1 л на 100 км пути
Как видите, паспортные показатели снова не достигнуты. Почему? Если вспомнить про ограничения скорости в Европейском Союзе, то там, в основной своей массе на пешеходных частях улиц скорость ограничена 30 км/ч, а максимально возможная скорость в городской черте - 50 км/ч. Таким образом, логично ожидать совпадение с паспортными данными в диапазоне скоростей от 30 до 50 км/ч.
Но давайте рассмотрим следующий интервал.
Средняя скорость от 26 до 30 км/ч
В этом диапазоне наблюдения получены следующие показатели расхода топлива:
Как видите, уже на средней скорости 28 км/ч мы получили показатель, чуть лучший заводского показателя, поэтому моя догадка, я считаю, верна. В указанном выше диапазоне скоростей расход топлива колеблется в диапазоне от 7,7 до 8,5 литров на 100 км пути.
Средняя скорость от 31 до 50 км/ч
Этот диапазон средних скоростей я взял как некий аналог паспортного смешанного режима, где нам обещается расход в 5,9 литра на 100 км пути.
Как Вы видите, расход топлива неуклонно уменьшается с 7,5 л до 6,1 л на 100 км пути, а разница между показанием расхода топлива по бортовому компьютеру и ручной калькуляцией - уменьшается. И, наконец, к самому интересному - к трассовым скоростям. Напоминаю, что в качестве средней скорости указывается средняя скорость за достаточно длительный временной интервал.
Средняя скорость от 65 до 74 км/ч
Здесь не буду вставлять графическую составляющую, напишу текстом:
- Средняя скорость 65 км/ч: расход топлива по БК - 5,5 литра, ручной расчёт - 5,9 литра
- Средняя скорость 74 км/ч: расход топлива по БК - 5,1 литра, ручной расчёт - 4,9 литра
Для тех, кто сомневается, покажу фотографию щитка приборов:
Обратите внимание, что этот показатель достигнут на протяжении 392 километров пути (это чисто трассовый пробег, правда с соблюдением ограничения скорости в 90 км/ч).
Поэтому я бы сказал так - к паспортным показателям расхода топлива нужно присматриваться в призме средних скоростей более 30 км/ч. При меньших скоростях нужно применять дополнительный множитель к заводскому показателю. При сильных пробках - умножать на два.
Другие мои статьи
О функционале бортового компьютера Volkswagen Polo Sedan
Обзор автомобилей, которые комплектовались двигателем 1.6 MPI CWVA EA211
С уважением, Юрий (kua1102)