Найти в Дзене
Бортовой журнал kua1102

Анализ топливной экономичности двигателя 1.6 MPI CWVA EA211 для разных средних скоростей движения

Оглавление

Всем привет!

Планы относительно данной статьи я вынашивал очень давно, однако не было времени посидеть за анализом данных. Суть вопроса вот в чём - когда мы открываем рекламную брошюру абсолютно любого автомобиля, то там, естественно, есть раздел, посвященный характеристикам двигателя. Разгон до сотни, обороты, при которых достигается максимальный крутящий момент и одно из самых главных - показатели расхода топлива. И, пожалуй, самый главный вопрос в том, насколько достижимы в реальности эти показатели расхода бензина.

Мне в этом плане повезло, я вёл детальную статистику расхода топлива для двигателя 1.6 MPI CWVA EA211, которым оснащён мой Volkswagen Polo Sedan. Вот фрагмент таблицы, которую я веду:

Пример фрагмента информационной таблицы, которую я веду во время эксплуатации автомобиля Volkswagen Polo Sedan. Автор фотографии kua1102
Пример фрагмента информационной таблицы, которую я веду во время эксплуатации автомобиля Volkswagen Polo Sedan. Автор фотографии kua1102

Нужна мне эта детализация была, в первую очередь, для фиксации моточасов, но есть и другая информация, которая может быть почерпнута из неё - это зависимость расхода топлива от средней скорости движения автомобиля и от времени года.

Комплектация автомобиля и условия эксплуатации

Как я уже выше писал, для правильного восприятия информации нужно уточнить условия, в которых она была получена. Данные замеры были получены для автомобиля Volkswagen Polo Sedan с атмосферным двигателем 1.6 MPI CWVA EA211 и автоматической 6-ти ступенчатой коробкой передач Aisin. Автомобиль эксплуатируется в Сибири, поэтому большая часть времен у нас - это зима. Зимний период (период отрицательных температур) начинается в середине октября и заканчивается в апреле (если повезет), а если нет - то может и в мае. Т.к. машина покупалась для супруги, то передвигается автомобиль преимущественно в условиях городского потока. Автозапуска по отрицательной температуре на автомобиле нет, поэтому искажения параметра "средняя скорость" не происходит.

Вид с водительской стороны на моторный отсек автомобиля. Автор фотографии kua1102
Вид с водительской стороны на моторный отсек автомобиля. Автор фотографии kua1102

Источники информации

Основным поставщиком информации служили, конечно же, показания бортового компьютера. С учётом того, что я достаточно кропотливо записывал показания, то могу разве что отметить о выбраковке ряда показаний, связанных с тем, что однажды у машины сел аккумулятор и мне пришлось его менять, поэтому показания бортового компьютера сбились и использовать их в статистическом анализе было бы не очень корректно. Из данных бортового компьютера я использовал следующую информацию:

  • Расход бензина (л на 100 км пути)
  • Средняя скорость (в км/ч)
  • Температуру окружающего воздуха в момент заправки автомобиля (гр. Цельсия)

Пример некондиционного показания среднего расхода топлива приведен ниже:

Некорректное показание среднего расхода топлива бортовым компьютером. Автор фотографии kua1102
Некорректное показание среднего расхода топлива бортовым компьютером. Автор фотографии kua1102

Еще одно условие некорректной работы бортового компьютера - во время длительного простоя автомобиля в сильные морозы (минус 40 и ниже) показания БК также сбросились. В итоге я их тоже не учитывал. Детальный разбор возможностей бортового компьютера я уже ранее описывал, поэтому если возникли вопросы о корректности использования того или иного параметра, сначала посмотрите видеообзор функционала бортового компьютера, с большой долей вероятности там есть ответы на Ваши вероятные вопросы.

Но, при этом, есть возможность дополнительно рассчитать средний расход топлива, параллельно показаниям бортового компьютера. Делал я это так - при каждой заправке я заправляюсь до полного бака (первое отщелкивание заправочного ограничителя), поэтому средний расход топлива можно посчитать как отношение объема заправленного в бак топлива (в литрах) к пройденному между заправками пути (в километрах). Поэтому при анализе я буду оперировать двумя параметрами - средним расходом топлива, посчитанным бортовым компьютером и средним расходом топлива, посчитанным самостоятельно.

Паспортные показатели расхода топлива для двигателя 1.6 MPI CWVA EA211

Прежде чем приступить к анализу фактических (практических) данных, надо обозначить паспортные показатели расхода, которые предусмотрены заводом-изготовителем. Для автомобиля Volkswagen Polo Sedan с автоматической коробкой передач показатели расхода бензина следующие:

  • расход в городском цикле: 7,9 л. на 100 км пути
  • расход в загородном цикле: 4,7 л. на 100 км пути
  • расход в смешанном цикле: 5,9 л. на 100 км пути

Далее приступлю к анализу практических данных. Группировать буду не только по величине средней скорости, но и по сезонности (отдельно буду рассматривать летний период и зимний период). К группе "зимний период" я отнёс промежуток времени с 1 ноября по 1 мая, а к группе "летний период" я отнёс промежуток времени с 1 мая по 1 ноября.

Фактические показатели расхода топлива в зависимости от средней скорости для двигателя 1.6 MPI CWVA EA211

Средняя скорость от 10 до 15 км/ч

Как выглядит дорожный поток при такой средней скорости? Как-то так:

Для городов, которые были основаны несколько сот лет назад и не имеют в своей проектировке современных урбанистических идей, главной проблемой являются неэффективно настроенные автомобильные потоки. Поэтому мой типичный путь с работы до дома выглядит именно так... Автор фотографии kua1102
Для городов, которые были основаны несколько сот лет назад и не имеют в своей проектировке современных урбанистических идей, главной проблемой являются неэффективно настроенные автомобильные потоки. Поэтому мой типичный путь с работы до дома выглядит именно так... Автор фотографии kua1102

Данным диапазоном скорости характеризовался исключительно зимний период времени, т.к. характерная особенность нашего города - узкие улицы, поэтому любой, даже самый небольшой, снег, мгновенно парализует движение и получается примерно как на фотографии выше. Диапазоны расхода топлива получились следующие:

Диапазоны расхода топлива в зависимости от скорости автомобиля в диапазоне от 10 до 15 км/ч. Автор графики kua1102
Диапазоны расхода топлива в зависимости от скорости автомобиля в диапазоне от 10 до 15 км/ч. Автор графики kua1102

Ручная калькуляция даёт стабильно более высокий показатель расхода топлива. Превышение примерно на 2 - 2,5 литра. Лично я это связываю с тем, что на заправке сам факт отщелкивания ограничителя не говорит о том, что объем в каждом конкретном случае будет считаться в одних и тех же условиях. Но даже если ориентироваться на показания бортового компьютера, то, как видите, до паспортного городского расхода в 7,9 литра ой как далеко.

Медианный диапазон величин расхода топлива находится в интервале от 11,4 до 15,2 литров на 100 км пути

Средняя скорость от 16 до 20 км/ч

Собственно, при таких средних скоростях поток движется чуть быстрее, чем черепаха. Анализ расхода топлива показал следующие зависимости:

Диапазоны расхода топлива в зависимости от скорости автомобиля в диапазоне от 16 до 20 км/ч. Автор графики kua1102
Диапазоны расхода топлива в зависимости от скорости автомобиля в диапазоне от 16 до 20 км/ч. Автор графики kua1102

Как видите, в сезонность вклинилось лето. Летний средний расход топлива почти стабильно ниже зимнего при одинаковой средней скорости, что весьма логично в силу уменьшения времени работы на холостых оборотах перед поездкой автомобиля. По медианным показателям ситуация следующая:

  • в зимний период расход топлива колебался в диапазоне от 9,7 до 11,2 л на 100 км
  • в летний период расход топлива составлял диапазон от 9,2 до 10,9 л на 100 км пути

Опять же, паспортные показатели пока вне пределов достижения.

Средняя скорость от 21 до 25 км/ч

Следующий интервал наблюдения я бы охарактеризовал как умеренно пробочный. Т.е. дорожная обстановка примерно такая:

Дорожная обстановка имеет "окна", от пробки до пробки, ограничение скорости на которых - 40 км/ч. Автор фотографии kua1102
Дорожная обстановка имеет "окна", от пробки до пробки, ограничение скорости на которых - 40 км/ч. Автор фотографии kua1102

Показатели расхода топлива получились следующие:

Диапазоны расхода топлива в зависимости от скорости автомобиля в диапазоне от 21 до 25 км/ч. Автор графики kua1102
Диапазоны расхода топлива в зависимости от скорости автомобиля в диапазоне от 21 до 25 км/ч. Автор графики kua1102

Зимние интервалы наблюдения еще случаются, но это скорее исключение из правил - это либо поездки на выходных на работу, когда плотность траффика снижается, либо поездки вне часа-пик.

В зимний период наблюдения расход топлива составляет от 8,5 до 9,5 л на 100 км пути, а в летний период - от 8,5 до 9,1 л на 100 км пути

Как видите, паспортные показатели снова не достигнуты. Почему? Если вспомнить про ограничения скорости в Европейском Союзе, то там, в основной своей массе на пешеходных частях улиц скорость ограничена 30 км/ч, а максимально возможная скорость в городской черте - 50 км/ч. Таким образом, логично ожидать совпадение с паспортными данными в диапазоне скоростей от 30 до 50 км/ч.

Но давайте рассмотрим следующий интервал.

Средняя скорость от 26 до 30 км/ч

В этом диапазоне наблюдения получены следующие показатели расхода топлива:

Диапазоны расхода топлива в зависимости от скорости автомобиля в диапазоне от 26 до 30 км/ч. Автор графики kua1102
Диапазоны расхода топлива в зависимости от скорости автомобиля в диапазоне от 26 до 30 км/ч. Автор графики kua1102

Как видите, уже на средней скорости 28 км/ч мы получили показатель, чуть лучший заводского показателя, поэтому моя догадка, я считаю, верна. В указанном выше диапазоне скоростей расход топлива колеблется в диапазоне от 7,7 до 8,5 литров на 100 км пути.

Средняя скорость от 31 до 50 км/ч

Этот диапазон средних скоростей я взял как некий аналог паспортного смешанного режима, где нам обещается расход в 5,9 литра на 100 км пути.

Диапазоны расхода топлива в зависимости от скорости автомобиля в диапазоне от 31 до 50 км/ч. Автор графики kua1102
Диапазоны расхода топлива в зависимости от скорости автомобиля в диапазоне от 31 до 50 км/ч. Автор графики kua1102

Как Вы видите, расход топлива неуклонно уменьшается с 7,5 л до 6,1 л на 100 км пути, а разница между показанием расхода топлива по бортовому компьютеру и ручной калькуляцией - уменьшается. И, наконец, к самому интересному - к трассовым скоростям. Напоминаю, что в качестве средней скорости указывается средняя скорость за достаточно длительный временной интервал.

Средняя скорость от 65 до 74 км/ч

Здесь не буду вставлять графическую составляющую, напишу текстом:

  • Средняя скорость 65 км/ч: расход топлива по БК - 5,5 литра, ручной расчёт - 5,9 литра
  • Средняя скорость 74 км/ч: расход топлива по БК - 5,1 литра, ручной расчёт - 4,9 литра

Для тех, кто сомневается, покажу фотографию щитка приборов:

Личной рекорд экономичности, достигнутый за период владения автомобилем Volkswagen Polo. Автор фотографии kua1102
Личной рекорд экономичности, достигнутый за период владения автомобилем Volkswagen Polo. Автор фотографии kua1102

Обратите внимание, что этот показатель достигнут на протяжении 392 километров пути (это чисто трассовый пробег, правда с соблюдением ограничения скорости в 90 км/ч).

Поэтому я бы сказал так - к паспортным показателям расхода топлива нужно присматриваться в призме средних скоростей более 30 км/ч. При меньших скоростях нужно применять дополнительный множитель к заводскому показателю. При сильных пробках - умножать на два.

Другие мои статьи

О функционале бортового компьютера Volkswagen Polo Sedan

Обзор автомобилей, которые комплектовались двигателем 1.6 MPI CWVA EA211

Почему паспортный расход бензина автомобиля не совпадает с реальным? Рассказываю о методиках NEDC и WLTP

С уважением, Юрий (kua1102)