Найти в Дзене
Lalia

Специфика логопедического сопровождения речевого развития ребенка от 1 года до 3 лет

  • Социальная ситуация развития:

- взаимодействие со взрослыми и сверстниками обусловлено эмоциональной импульсивностью;

- быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому;

- реакции индивидуальны;

- появляются конкретные страхи;

- зарождаются потребности в признании и уважении;

- ребенок ищет свое место в пространстве социальных отношений;

- доминирует совместная деятельность со взрослым;

- возникает интерес к детям и общению с детьми.

  • Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная деятельность.
  • Психические новообразования (Критерии, важные для речевого развития):

- появляется опыт освоения предметного мира;

- появляется опыт простейших манипуляций с предметами;

- развивается наглядно-действенное мышление;

- возникают новые социальные мотивы – войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые;

- образование системы «Я»;

- развитие потребности действовать самому.

  • Особенности логопедического сопровождения:

Развитие импрессивной речи :

- формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции;

- накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы;

- расширить предикативный словарь;

- понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа с окончанием Ы-И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?», «куда?», «откуда?»;

- понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД;

- понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъект + предикат + объект действия;

- соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим количеством предметов;

- соотносить слова «большой», «маленький», «средний» с размером предметов;

- понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич, призма; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

- понимание обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда);

- понимание грамматических форм: существительные множественного числа с окончаниями А-Я; глаголы множественного числа настоящего времени;

- понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С, ПО, ИЗ;

- понимание прилагательных длинный — короткий, прямая —кривая;

- понимание слов, обозначающих геометрические тела: куб, кирпичик, призма, цилиндр; геометрические фигуры: прямоугольник;

- понимание числительных: один, два, три, половина, меньше, больше;

- понимать и дифференцировать слова противоположного значения: день - ночь, сними - надень, завяжи - развяжи, впереди - сзади, маленький - большой;

- дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает - чистит, лежит – спит;

- понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл – вымыла;

- понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу - вверху, далеко - близко;

- понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (например: «кто идет с собакой», «кто идет без собаки»);

- дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы: умыл - умылся;

- понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке.

Развитие экспрессивной речи:

- упражнения на подражание движений, звуков, слогов, слов.

Развитие общей моторики:

- игры «Где же наши ручки?», «Кто у нас хороший?», «Ладушки», «Дождик», «Натягиваем сапожки» и др.

Развитие мелкой моторики:

- статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска»;

- движения сопротивления: игра «хома-хомячок»;

- движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» — раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе;

- активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки-ладошки»;

- движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками:

- игры с мозаикой;

- пальчиковые игры с пластилином;

- игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик;

- действия с ножницами;

- действия с толстыми нитками;

- действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности;

- действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой;

- действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;

- действия с мелкими предметами, игрушками;

- действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге;

- рисование на бумаге пальчиками;

- показ сказок пальчиками.

Развитие слухового восприятия:

- воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;

- игры со звучащими игрушками;

- воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей;

- формирование фонематического восприятия.

Формирование навыков артикуляционной моторики.

Развитие зрительного восприятия:

- научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» — одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.);

- развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» — по торчащим ушкам);

- следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками;

- подбирать фрагменты изображения к большой картинке;

- сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия;

- восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»);

- находить ошибки в рисунках с изображением животных.

Формирование элементарных графических навыков.

Звукопроизношение.

  • Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.