- Социальная ситуация развития:
- взаимодействие со взрослыми и сверстниками обусловлено эмоциональной импульсивностью;
- быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому;
- реакции индивидуальны;
- появляются конкретные страхи;
- зарождаются потребности в признании и уважении;
- ребенок ищет свое место в пространстве социальных отношений;
- доминирует совместная деятельность со взрослым;
- возникает интерес к детям и общению с детьми.
- Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная деятельность.
- Психические новообразования (Критерии, важные для речевого развития):
- появляется опыт освоения предметного мира;
- появляется опыт простейших манипуляций с предметами;
- развивается наглядно-действенное мышление;
- возникают новые социальные мотивы – войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые;
- образование системы «Я»;
- развитие потребности действовать самому.
- Особенности логопедического сопровождения:
Развитие импрессивной речи :
- формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции;
- накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы;
- расширить предикативный словарь;
- понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа с окончанием Ы-И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?», «куда?», «откуда?»;
- понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД;
- понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъект + предикат + объект действия;
- соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим количеством предметов;
- соотносить слова «большой», «маленький», «средний» с размером предметов;
- понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич, призма; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
- понимание обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда);
- понимание грамматических форм: существительные множественного числа с окончаниями А-Я; глаголы множественного числа настоящего времени;
- понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С, ПО, ИЗ;
- понимание прилагательных длинный — короткий, прямая —кривая;
- понимание слов, обозначающих геометрические тела: куб, кирпичик, призма, цилиндр; геометрические фигуры: прямоугольник;
- понимание числительных: один, два, три, половина, меньше, больше;
- понимать и дифференцировать слова противоположного значения: день - ночь, сними - надень, завяжи - развяжи, впереди - сзади, маленький - большой;
- дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает - чистит, лежит – спит;
- понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл – вымыла;
- понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу - вверху, далеко - близко;
- понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (например: «кто идет с собакой», «кто идет без собаки»);
- дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы: умыл - умылся;
- понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке.
Развитие экспрессивной речи:
- упражнения на подражание движений, звуков, слогов, слов.
Развитие общей моторики:
- игры «Где же наши ручки?», «Кто у нас хороший?», «Ладушки», «Дождик», «Натягиваем сапожки» и др.
Развитие мелкой моторики:
- статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска»;
- движения сопротивления: игра «хома-хомячок»;
- движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» — раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе;
- активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки-ладошки»;
- движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками:
- игры с мозаикой;
- пальчиковые игры с пластилином;
- игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик;
- действия с ножницами;
- действия с толстыми нитками;
- действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности;
- действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой;
- действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
- действия с мелкими предметами, игрушками;
- действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге;
- рисование на бумаге пальчиками;
- показ сказок пальчиками.
Развитие слухового восприятия:
- воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;
- игры со звучащими игрушками;
- воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей;
- формирование фонематического восприятия.
Формирование навыков артикуляционной моторики.
Развитие зрительного восприятия:
- научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» — одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.);
- развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» — по торчащим ушкам);
- следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками;
- подбирать фрагменты изображения к большой картинке;
- сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия;
- восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»);
- находить ошибки в рисунках с изображением животных.
Формирование элементарных графических навыков.
Звукопроизношение.
- Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.