Все знают, что в настоятельском корпусе Псково-Печерской обители живёт звезда Инстаграма – рыжий кот по кличке Владыка, которого Митрополит Псковский и Порховский самолично выгуливает по монастырю на длинном поводке.
Но не все знают, что в резиденции клуба «Феникс» на «Хлебном хуторе» в деревне Сорокино Печорского района Псковской области есть свой мохнатый «владыка», которому прислуживают две огромные собаки.
Зовут его Молоколамск и по человечьим меркам ему примерно 140 лет в обед.
Недавно из-за этого убелённого сединами почтенного старца на хуторе произошло смертоубийство.
Сегодня мы раскроем это преступление века, но сперва давайте вспомним ещё одного знаменитого кота – может быть, единственного в своём роде, который стал героем агиографической литературы.
То есть, про этого кота написано в житии (!). Причём, в житии псковского святого – а именно Преподобного чудотворца Никандра.
Чудо о коте
«Житие Никандра Псковского», известного также как Никандр Пустынножитель и основатель Никандровой Свято-Благовещенской пустыни на реке Демянке неподалёку от города Порхова, повествует о четырёх явленных им чудесах.
Чудо второе связано с котом:
«… пришёл к святому некий муж по имени Иосиф ради помощи душевной. Преподобный же сказал ему: «Иосиф, чадо, исполни ради меня послушание, отыщи мне кота».
Иосиф, как следует из дальнейшего повествования, знать не знал, где ему сыскать для Никандра такое диковинное существо – кота. Ведь домашние кошки в те незапамятные времена, а это XVI век, были редкостью.
Проще сказать, дефицитом. И настолько ценились, что одного кота можно было обменять на три с половиной коровы, о чём свидетельствует ещё один подлинный документ того времени – «Правосудие метрополичье».
Тридцать-три коровы
Обратите внимание – метрополичье. То есть, это такой кодекс церковного права, судебник для священнослужителей, который предположительно датируется XIII-XIV веками.
Так вот, в этом метрополичьем правосудии тоже есть про кота.
Там названа цена этого домашнего животного – видимо, на тот случай, если придётся судить кого-нибудь за кражу или убийство усатого-полосатого.
Так вот, за кошку полагалось заплатить 3 гривны. Это столько же, сколько за вола.
А, например, штраф за корову – 40 кун. За кобылу – 60 кун.
Что такое «куна»? Это название монетки, которая имела на Руси хождение в X-XV веках. Сперва она равнялась 1/25 гривны, а к началу XV века настолько подешевела, что за гривну стали давать уже 50 кун.
Это значит, что корова во времена митрополичьего правосудия стоила меньше гривны. А кот – целых три!
Ты пошто животину мучаешь
Понятно, что Иосиф растерялся. Для него поручение Преподобного Никандра прозвучало, как «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
Однако Никандр откуда-то проведал, что это диковинное «существо» (кот) есть у дьякона в Заклиньи, хоть никогда того дьякона не видел и знать его не знал.
«За три дня управишься?» - спросил у Иосифа преподобный Никандр. Иосиф обещал принести ему кота назавтра, хотя между Никандровой Пустынью и Заклиньем почти сто вёрст.
«И в четвертый день тебе не бывать, и повеленное тебе не исполнить», - пророчески ответствовал святой Никандр. И оказался прав.
Иосиф раздобыл кота, поскольку заклинский дьякон, конечно же, не мог противиться воле Никандра-чудотворца, но «по внушению дьявольскому» принес его не в пустынь, а к себе домой и три дня держал в тёмном месте без еды и питья, а потом и вовсе забыл про несчастное животное.
На пятый день он явился к Никандру, а тот ему с порога: ты, зачем, мол, животинку мучаешь.
Поражённый прозорливостью святого, Иосиф «пал к его ногам и покаялся». А Никандр велел ему вернуть кота откуда взял.
Ступай себе с миром
Но бестолковый Иосиф, не иначе по наущению нечистой силы, поленился идти обратно в Заклинье и зачем-то вздумал выпустить кота на волю неподалёку от кельи Никандра.
И вот он уже было запустил руку за пазуху да ухватил кота за шкирку, как вдруг невидимая сила схватила самого Иосифа за шкирку и грозно призвала к ответу голосом преподобного Никандра.
И снова Иосиф был, как громом, поражён прозорливостью старца и что Никандр за версту видит любое его непослушание. И опять покаялся. А святой благословил его и заново отпустил с миром.
…Что стало с котом, история, к сожалению, умалчивает.
Мы только знаем, как сложилась судьба другого кота, который повадился на «Хлебный хутор» обижать нашего Молоколамска.
Кусь
Так вот, с некоторых пор Молоколамска начал задирать один его нахальный соплеменник.
Неизвестно, откуда этот чужой котяра взялся, только он почему-то решил, что усатый «владыка» «Хлебного хутора» уже ни на что не годен, и стал делать вид, что это его территория.
А того не учёл, что на хуторе ещё живут две нехилые такие собачки – Шаня и Найда. Которые, ты не смотри, что игриво покусывают Молоколамска, а то могут и целиком захватить его голову в пасть.
Бывает, Найда или Шаня так расшалится, что перехватит зубами тонкую шею старого кота – того и гляди сомкнёт челюсть.
Непосвящённые ойкают: ну всё, Молоколамску сейчас придёт конец. А тот ударит собаку своей мягкой лапкой по морде («отвяжись!») – и продолжает как ни в чём не бывало жмуриться на весеннем солнышке.
На самом деле собаки прекрасно понимают, кто в доме хозяин, и могут даже покатать на себе Молоколамска, если он не будет сильно впиваться когтями в их шёрстку.
Поэтому как только они заметили, что на «Хлебном хуторе» намечается рейдерский захват, то разобрались с налётчиком по-своему (ну не получилось у них отпустить его с миром):
Но мы-то с вами люди: нам подобает быть милосердными к братьям нашим меньшим.
Так что упаси нас Преподобный Никандр обижать кошек.