1. Через несколько часов после рождения:
- Социальная ситуация развития:
- новорожденный может различать на вкус сладкое (приятное) и кислое/горькое (неприятное);
- реагирует на неприятный запах, отворачивается;
- есть тактильная чувствительность;
- есть температурная чувствительность (не нравятся мокрые пеленки; нравится теплая ванна);
- жмурится от яркого света;
- вздрагивает от резкого звука;
- может кратковременно следить за движущимся предметом, попавшим в поле зрения.
- Ведущий вид деятельности: общение с мамой.
- Психические новообразования (Критерии, важные для речевого развития):
- может кричать (по характеру крика специалисты определяют и прогнозируют успешность развития психики и речевых функций);
- крик – первый способ общения с окружающим миром;
- издаёт гортанные звуки;
- может производить червообразные движения пальчиками рук.
2. От рождения до 1 года:
- Социальная ситуация развития:
- взрослый ухаживает за ребенком;
- взрослый общается с ребенком, удовлетворяет и контролирует его потребности;
- жизнь ребенка тесно связана с деятельностью взрослого, он зависит от взрослого.
- Ведущий вид деятельности: непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (с мамой, папой).
- Психические новообразования (Критерии, важные для речевого развития):
- потребность в общении;
- хватание как основа мануальных и предметных действий;
- физическая самостоятельность (овладение ходьбой);
- овладение речью (овладение звукоподражанием).
- Особенности логопедического сопровождения:
- развитие эмоционального общения со взрослыми (стимуляция «комплекса оживления», стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым);
- развитие зрительных, слуховых, эмоциональных ориентировок;
- формирование движения руки и действий с предметами;
- развитие общих движений;
- формирование подготовительных этапов речи («свирель», гуканье, гуление, лепет).
1-3 мес:
- развивать зрительное и слуховое сосредоточение;
- развивать эмоциональные реакции;
- формировать двигательные умения.
3-6 мес:
- развивать движения руки (брать, перекладывать, удерживать);
- развивать подготовительные движения к ползанию (укреплять опору ног);
- развивать анализаторы;
- развивать гуление и лепет.
6-9 мес:
- развивать общие движения;
- развивать понимание речи;
- развивать действия с предметами;
- развивать лепет.
9-12 мес:
- развивать понимание речи (выполнять простые поручения);
- развивать умение слушать (пение, музыка);
- развивать действия с предметами (по показу, сопряжено, по слову, самостоятельно), учить переносить действия, разученные с одним предметом, на другой;
- развивать координацию рук;
- развивать общие движения.
- Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.