Найти в Дзене
Lalia

Специфика логопедического сопровождения речевого развития ребенка от рождения до 1 года

1. Через несколько часов после рождения:

  • Социальная ситуация развития:

- новорожденный может различать на вкус сладкое (приятное) и кислое/горькое (неприятное);

- реагирует на неприятный запах, отворачивается;

- есть тактильная чувствительность;

- есть температурная чувствительность (не нравятся мокрые пеленки; нравится теплая ванна);

- жмурится от яркого света;

- вздрагивает от резкого звука;

- может кратковременно следить за движущимся предметом, попавшим в поле зрения.

  • Ведущий вид деятельности: общение с мамой.
  • Психические новообразования (Критерии, важные для речевого развития):

- может кричать (по характеру крика специалисты определяют и прогнозируют успешность развития психики и речевых функций);

- крик – первый способ общения с окружающим миром;

- издаёт гортанные звуки;

- может производить червообразные движения пальчиками рук.

2. От рождения до 1 года:

  • Социальная ситуация развития:

- взрослый ухаживает за ребенком;

- взрослый общается с ребенком, удовлетворяет и контролирует его потребности;

- жизнь ребенка тесно связана с деятельностью взрослого, он зависит от взрослого.

  • Ведущий вид деятельности: непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (с мамой, папой).
  • Психические новообразования (Критерии, важные для речевого развития):

- потребность в общении;

- хватание как основа мануальных и предметных действий;

- физическая самостоятельность (овладение ходьбой);

- овладение речью (овладение звукоподражанием).

  • Особенности логопедического сопровождения:

- развитие эмоционального общения со взрослыми (стимуляция «комплекса оживления», стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым);

- развитие зрительных, слуховых, эмоциональных ориентировок;

- формирование движения руки и действий с предметами;

- развитие общих движений;

- формирование подготовительных этапов речи («свирель», гуканье, гуление, лепет).

1-3 мес:

- развивать зрительное и слуховое сосредоточение;

- развивать эмоциональные реакции;

- формировать двигательные умения.

3-6 мес:

- развивать движения руки (брать, перекладывать, удерживать);

- развивать подготовительные движения к ползанию (укреплять опору ног);

- развивать анализаторы;

- развивать гуление и лепет.

6-9 мес:

- развивать общие движения;

- развивать понимание речи;

- развивать действия с предметами;

- развивать лепет.

9-12 мес:

- развивать понимание речи (выполнять простые поручения);

- развивать умение слушать (пение, музыка);

- развивать действия с предметами (по показу, сопряжено, по слову, самостоятельно), учить переносить действия, разученные с одним предметом, на другой;

- развивать координацию рук;

- развивать общие движения.

  • Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.