Чем больше истин ты можешь воспринять, тем ты становишься эффективнее и безнравственнее.⠀
⠀
Свобода воли сопротивляется близости. Чем свободнее твоя воля, тем дальше ты от окружающих.⠀
⠀
Но что же тогда получается? Чтобы быть добродеятельным и счастливым (ведь близость для человека — как воздух) нужно упрощаться? Нет, это иллюзия, которая возникает если не видно структуры. А структура такова:⠀
⠀
Есть две оси: "детерминизм — свобода воли" и "единая истина — множество истин".⠀
⠀
Согласно такому, в общем-то, не сложному, двумерному распределению становится ясно, что множество истин при внутренней детерминированности = безнравственность. Ее глобальный пример — разжигание конфликтов в других странах для достижения своих интересов. Локально иллюстрируется фразой: "ничего личного — только бизнес"⠀
⠀
Множественность истин в сочетании со свободой воли порождает плодотворную, но уязвимую систему, вроде той, что делает лучшие машины, произведения искусства, философию, но беззащитна в целом и в частности перед вопросом "кто я?". Значит беззащитна такая система и перед теми, кто знает простой и однозначный ответ на этот вопрос.⠀
⠀
Эти ребята в свою очередь прекрасно сочетают в себе одну истину и детерминированность, у них все просто и понятно: свои, чужие, плохое и хорошее. Вот только живут они плохо: не получается усложниться. Детерминизм — судьба, истина не подвергается сомнению, табу. А это, как диктует природа, отсутствие изобилия и обречённость вечно выживать.⠀
⠀
Какую комбинацию мы не учли? Свобода воли при единой истине. Эта реальность на мой взгляд и становится лидирующей. Когда люди способны принять общую правду, но остаются свободными внутренне, они сохраняют продуктивность, нравственны, а значит открыты опыту, но не чужды близости. Однако и требования к единой истине — исключительные.⠀
⠀
Остаётся добавить, что для обеспечения такого уровня взаимодействий истина должна базироваться на нравственных законах. Они универсальны, в отличие от совести, которая регулирует внутригрупповое поведение, а значит у каждого своя. И морали, которая определяет общественные границы дозволенного, а значит не срабатывает там, где недостаточно строго чтут закон.