Найти тему

Автомат отключения двигателя при повышенной нагрузке. Простая схема

В статье речь пойдёт о коллекторных двигателях постоянного тока.

При увеличении нагрузки на вал двигателя, соответственно увеличивается и потребляемый двигателем ток от источника питания. Это может привести к быстрому разряду питающих батарей, перегреву и даже выходу из строя как источника питания, так и самого двигателя.

Приведённая в статье простая схема позволяет исключить возможность возникновения подобных критических ситуаций и резко ограничить потребляемый двигателем ток, вплоть до полного его отключения от источника питания при увеличении нагрузки на вал двигателя или при полной его остановке:

Схема - рисунок автора
Схема - рисунок автора

Принцип действия схемы основан на том, что во время вращения вала двигателя в его щёточно-коллекторном узле возникают пульсации тока, эти пульсации и используются для управления схемой. В нормальном рабочем режиме они поступают на базу транзистора VT3 (через конденсатор С3), который работает как усилитель. Усиленный импульсный сигнал выпрямляется диодами и поступают на базу транзистора VT2. Этот транзистор открывается и, в свою очередь, открывает управляющий ключ на транзисторе VT1.

При снижении оборотов двигателя частота импульсов уменьшается, а при его остановке они пропадают совсем. Все транзисторы закрываются и двигатель, таким образом, обесточивается. Чтобы снова включить двигатель после такой аварийной остановки, следует отключить питание, устранить причину его остановки, а затем вновь включить.

Настройка схемы сводится к установке её порога чувствительности при помощи подстроечного резистора.

Такая схема может быть использована как для маломощных двигателей (кулеры, плееры, магнитолы и другая бытовая аппаратура), так и более мощных, при соответствующем выборе комплектующих. Для маломощных двигателей в качестве транзистора VT1 можно использовать КТ814, 816, а VT2 и VT3 – КТ315, 3102 или их импортные аналоги. В качестве диодов могут быть использованы, например, КД510.

Рабочие напряжение и токи элементов (транзисторов, диодов, электролитических конденсаторов) определяются мощностью используемого электродвигателя

Благодарю за уделённое внимание!

Вы можете оценить статью лайками и высказать своё мнение в комментариях (любое мнение ценно для автора)