Немного жаль, что с погодой не повезло, с утра зарядил дождь. Потом слегка распогодилось, но солнца, которое бы осветило всю эту природную красоту, мы так и не дождались. Однако здесь, в Плёсе, настолько благодатная атмосфера, так приятно побродить по его тихим улочкам, насладиться его неброской красотой, ухоженными домиками, деревянными наличниками, замечательной природой, тишиной и духом настоящей Руси.
Но самая большая драгоценность Плёса, на мой взгляд, это величественная, полноводная, неповторимая и разнообразная, великая русская река Волга.
Идём вдоль берега Плёса. Проходим мимо храма Варвары Великомученицы, стоящего на месте более древней деревянной Варваринской церкви. Предполагаемая дата постройки колокольни - 1821 год, а сама церковь по некоторым исследованиям могла быть возведена в Плесе гораздо раньше.
А выше на холме деревянная Воскресенская церковь из Билюково, а вот реликтовая берёзовая роща (на фотографиях 2010 года роща ещё существует) оказалась вырублена. Стало более аккуратно и красиво, но рощу жалко.
Воскресенская церковь, словно устремленная ввысь острой крышей с маленькой луковкой на четырехугольном постаменте, стоит на некогда Петропавловской горе, а ныне горе Левитана, посреди старинного, почти уже заросшего кладбища. И у нас в планах туда забраться. А ниже, у подножия горы домик с зелёной крышей - Дом-музей И.И.Левитана.
Восточный дом городской усадьбы воспроизводит в основных чертах купеческий особняк, стоявший здесь до 1970-х годов и снесенный за ветхостью
Под Соборной горой ряд двухэтажных старинных особняков XIX века. На переднем плане в красных тонах Дом Новожилова, построенный в 1907 году, единственное в Плёсе кирпичное здание в стиле модерн.
Вверху, на Соборной горе хорошо просматривается деревянное ограждение смотровой площадки.
Подходим к пристани. Над ней реставрируется каменная церковь Воскресения Христова (1817г.)За церковью Воскресения Христова видна деревянная церковь Михаила Архангела из деревни Антоново (1825г.)
Мы ступаем на землю, которую воспевали поэты, ярко описывали прозаики, изображали художники, музыканты посвящали ей свои оды. Мы погружаемся в пучину прекрасного, яркого, удивительного. Мы отправляемся на прогулку по осеннему Плёсу, одетому в багрянец и золото. Мост через реку Шохонку в месте впадения её в Волгу. Тихая заводь.
Памятник Левитану расположен рядом с музеем Левитана. Художник обращён лицом к Волге, палитра в одной руке Левитана, а вторая рука, прижатая к груди в порыве восхищения прекрасным видом, который он передавал, находя всё новые детали.
А рядом дом, в котором художник жил и творил с 1888 по 1890 годы.
Далее обычные двухэтажные жилые домики.
Напротив Музея Пейзажа, на набережной в тени лиственниц, на скамейке сидит молодая девушка в летнем платье и шляпке. Ее взгляд устремлен на мольберт, сквозь который можно полюбоваться настоящим, живым волжским пейзажем. «Дачница" появилась на набережной Волги летом 2010 года к празднованию 600-летия Плёса.
Впереди яркий красивый жёлтый дом с резными наличниками.
Мы направляемся к Варваринской церкви. Размытая дорога, покосившийся забор. Мы немного отклонились от маршрута, по которому показывают Плёс туристам экскурсоводы и окунулись сразу в деревенскую распутицу. Но я люблю именно такой Плёс, обычный, русский, не показной, деревенский. На обычной улочке стоят жилые горбатые домики, сильно отличающиеся от домов на набережной. Да и сама улица сильно отличается от асфальтовой набережной. Но в провинциальных российских городах таких улиц, немощённых и изрытых потоками дождевой воды, большинство.
Церковь Святой Варвары построена в 1821 году на месте утраченной деревянной церкви 1702 года. Этот храм запечатлён Левитаном в картине "Вечер. Золотой Плёс." В интерьере храма сохранились клеевые росписи на евангельские темы.
По лестнице поднимаемся на Петропавловскую гору (ныне гору Левитана)
- Деревянная Воскресенская церковь 1699 года постройки перевезена в Плёс из села Билюкова Ильинского района Ивановской области в 1982 г. и поставлена на месте своей ровесницы, изображенной на знаменитой картине Левитана "Над вечным покоем" и сгоревшей в 1903 г.
Вид сверху на Варваринскую церковь и на Волгу.
От Воскресенской церкви решили пройти по верху, через жилую застройку. Вот уж тут грязища на дороге знатная!
Мы продолжаем подъём
Есть и такая застройка. Дом совсем старый, первый этаж уже врос в землю.
Мы добрались до ансамбля церквей: холодной церкви Троицы Живоначальной (1808) и теплой Введения во храм Пресвятой Богородицы(1828). Это Парадные ворота Плёса. Церкви расположены на площади городского автовокзала при въезде в город из Иванова. Отсюда в старые врмена начинался в Плёсе шуйский и нерехтский тракты.
Ещё один вросший в землю дом, правда отреставрированный. Таких вросших домов много в Плёсе, то есть историческая застройка города в большей степени сохранилась.
Врата к Успенской соборной церкви на Соборной горе
Успенская соборная церковь в Плёсе установлена в 1699 году на Соборной горе (ныне горе Свободы) на территории бывшей древней крепости.
Мы на вершине Соборной горы. Отсюда открываются замечательные виды. На заднем плане гора Левитана с деревянной Воскресенской церковью.
Застройка между Соборной горой и горой Левитана.
Вид на Варваринскую церковь, на гору Левитана и на Волгу.
На пристани наш теплоход
И в завершении нашей прогулки спускаемся к главной площади Плёса, к Воскресенской каменной церкви в лесах и к деревянной Михайло-Архангельской церкви.
А потом мы просто пошли по улице, заморосил дождик. Было тихо и пустынно. Дома были самые разные, и новые и древние. Но развалюх не было, всё достаточно ухожено или поддерживается в приличном состоянии.
А ещё произошёл казусный случай. Идём, стоит велосипед и под прямым углом от улицы с горы спускается дорожка. На ней, метрах в 10 от велосипеда ползёт на карачках мужик. Качаясь во все стороны, неуверенно продвигается, шажок за шажком. Перегаром несёт на всю улицу. Дальше завязался диалог:
- Мужик, что делаешь?
- Иду
- А куда?
- К велосипеду.
- А зачем тебе велосипед?
- Жену поеду встречать... вот сейчас доползу, сяду!!! и... поеду!!!
- Так ты на ногах не стоишь! Как же ты на велосипеде поедешь?
- А вот так и поеду...
Потом я стала доставать из сумки фотоаппарат, мужик увидел и закричал -" А вот снимать не надо!" Я пообещала, что много снимать не буду, но один снимок всё же сделала, поэтому на следующем фото велосипед, а за ним на карачках мужик. Мы не стали его смущать и не знаем, влез ли он на велосипед и поехал ли куда-нибудь. Думаю нет, заснул наверно привалившись к велосипеду.
Вышли на набережную. На небольшом бетонном постаменте, много лет пустовавшем, хотя некогда там стояла скульптура гипсовой девушки с веслом, уселась кошка Муха и... окаменела - знаменитая «Плесская кошка» работы белорусского скульптора Олега Илларионова была установлена в Плесе на набережной в сентябре 2008 года.
Осенние дни коротки. Быстро темнеет. Набережная освещается множеством фонариков. Очень красиво. С наступлением темноты мы покидаем Плёс.
Надеюсь, что вместе со мной Вы получили удовольствие от посещения Плёса - города художников, поэтов и музыкантов.
Вы можете ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ .
Ставьте "палец вверх". Дискутируйте, спорьте, высказывайте свою точку зрения, задавайте вопросы в комментариях, давайте советы и рекомендации.
Ссылки на другие статьи о наших путешествиях по Волге :
- Содержание канала, сгруппированное по темам