Найти в Дзене
Граф Оманский

Дворец Будды с видом на цветомузыку

Между небом и землей, между двух империй: зависнуть в Кисловодске.

Часть 3.

Главные нарзанные ванны
Главные нарзанные ванны

На крохотной улочке с зычным названием «проспект Карла Маркса» расположены, главным образом, магазины – от респектабельных шопов, занимающих первые этажи зданий, до стеклянных скорлупок в стиле чуть облагороженных ларьков и развалов лихих 90-х. Верхняя часть проспекта ограничена горными склонами: окрестные улицы изначально пробивали в недрах Крестовой горы. Нижняя часть проспекта представляет собой бетонное ущелье, образованное стенами близко стоящих друг к другу домов. Это делает узкий, вымощенный плиткой проспект Карла Маркса похожим на какую-нибудь итальянскую улицу, где из окна или с балкона можно увидеть, что происходит в квартире напротив.

Цветочные ковры на Курортном бульваре
Цветочные ковры на Курортном бульваре

700 метров беспечности и праздности

А вот и устье проспекта – место, где людской поток, безостановочно текущий сверху, от железнодорожного вокзала, впадает в другую, более «полноводную» и широкую артерию. Слева – терракотовый мыс популярного среди отдыхающих магазина «Центральный» с кафетерием. Магазин находится на углу проспекта Карла Маркса и старейшей, как утверждают краеведы, городской улицы, которая до недавнего времени носила имя Коминтерна. Конечно, Коммунистический интернационал не принимал участия в основании Кисловодска. Прежние названия улицы – Парковая и Эмировская: здесь находился дворец «Мавритания» - роскошная дача, где во время отдыха в Кисловодске квартировал Эмир Бухарский Сеид-Абдул-Ахад-Хан. Несколько лет назад улица была переименована в честь Алексея Реброва - одного из первопоселенцев Кисловодска, предводителя местного дворянства, фактического основателя грандиознейшего кисловодского парка, помощника генерала Ермолова, шелковода и винодела (шампанское от Реброва высоко ценилось в то время). А дом Алексея Федоровича был гораздо более знаменитым в истории этой отдельно взятой улицы, чем тот же дворец Эмира Бухарского. Здесь гостили Пушкин и Лермонтов, причем, Михаил Юрьевич впоследствии «поселил» в этом доме героев «Княжны Мери» из романа «Герой нашего времени». Сегодня на улице Алексея Реброва разбит сквер с памятником этому видному государственному и общественному деятелю. Ребров-памятник в одной руке держит бумажный свиток, в другой – корзину с виноградом. Рядом расположена недавно восстановленная часовня, которую в свое время построил Ребров, а большевики снесли. Кстати, помимо улицы имя знаменитого первопоселенца носит и Ребровая балка - долина с современными проспектами Ленина и Дзержинского. Еще раз: проспекты Ленина и Дзержинского - в балке, названной в честь предводителя дворянства. Ох, Кисловодск!.. Но оставим Ленина с Дзержинским и вернемся на проспект Карла Маркса.

Напротив магазина «Центральный» - желтая скала центрального же корпуса санатория «Нарзан». Фешенебельное, с «генеральскими лампасами», здание санатория под стать прежнему хозяину - "Гранд-отелю", который некогда здесь размещался. В 1927 году, во время своего гастрольно-поэтического тура по южным регионам СССР, в «Гранд-отеле» останавливался Маяковский.

Еще несколько шагов – и вот оно, свершилось. Мы – на Курортном бульваре! Это красивейшая улица города. Его главный променад. Это кисловодская Рамбла, кисловодский Монпарнас, кисловодский Арбат. До революции здесь располагались роскошные особняки и гостиницы. При Советской власти – лечебные учреждения, в том числе – корпуса курортной поликлиники. Сегодня фешенебельность вновь потеснила целебность: на бульваре доминируют модные магазины, рестораны, отели. Одни названия чего стоят: «Гранд-отель» (не путать со старым "Гранд-отелем"), «Венеция», «София», «Корона», «Атриум», «Пассаж». Как говорится, почувствуйте масштаб амбиций.

Старинные здания соседствуют с нахальным новоделом в стиле «аляповатый хай-тек». Новодел похож на рубленые куски мяса: только не из мяса, а из стекла и бетона. Но общего впечатления это не может испортить. Для этого бульвар слишком прекрасен.

Здесь пахнет кофе, сладостями, фруктами. В ресторанах подают вино, шашлык и полное собрание сочинений кавказской кухни. Под ярким зимним солнцем пекут русские блины и венские вафли, разливают глинтвейн. Вечером бульвар сверкает и переливается множеством огней. Сияют окна и витрины, неоновые вывески, новогодняя иллюминация. Чугунные решетки балконов великолепных зданий былой эпохи нависают над вечно многолюдной мостовой. Невозможно представить, что в этой пестрой толпе есть люди, спешащие по делам. Ведь Курортный бульвар – это 700 метров беспечности и праздности. Он существует не для того, чтобы связывать между собой другие улицы и районы. Он существует для удовольствия почтеннейшей публики, удовольствия эстетического и плотского.

Новогодняя елка на пятачке Курортного бульвара. Справа - центральный корпус санатория "Нарзан"
Новогодняя елка на пятачке Курортного бульвара. Справа - центральный корпус санатория "Нарзан"

Он же – Гога, он же – Гоша

В том, что касается склонности к переименованиям, Курортный бульвар – нетипичная кисловодская улица. Абсолютное исключение из правил. Рекордсмен. Бульвар переименовывали многократно. Но, удивительная штука, каждое имя, вне зависимости от своих художественных достоинств и идеологического подтекста, ему шло. Бульвар, как великий актер, который играет множество ролей, меняет образы и маски, но остается собой. Образы разные по взглядам и характеру, однако это неважно: грандиозность исполнения решает все.

В царской России бульвар именовался Воронцовским подъездом и Тополевой аллеей: английский ученый и садовник Джерси, принимавший участие в обустройстве новой улицы города, высадил на ней 400 деревьев по принципу «одна липа между двух тополей». Впоследствии бельбекские (крымские) пирамидальные тополя обновили стройные, но несколько засохшие шеренги деревьев на бульваре. Остряки называли Тополевую аллею «Унтер-ден-Паппельн» («под тополями», немецк.) – по аналогии со знаменитым берлинским бульваром «Унтер-ден-Линден» («под липами»).

В советское время бульвар менял имена, как герой Алексея Баталова в «Москва слезам не верит»: Георгий Иваныч, он же – Гога, он же – Гоша, он же – Юрий, он же - Гóра, он же – Жора. Главная пешеходная улица курорта называлась Советским проспектом, проспектом Сталина (статуя вождя прилагалась), после развенчания культа личности – проспектом Мира, по случаю полувекового юбилея Октябрьской революции – проспектом 50-летия Октября. Свое последнее на данный момент название бульвар получил в конце 80-х годов прошлого века, в период перестройки. Как по мне, так это лучшее название из всех. Самое точное, в полное мере передающее дух этого очаровательного променада.

Заложенный в 1836 году бульвар спроектировал архитектор Иосиф (урожденный Джузеппе) Бернардацци. Иосиф Карлович и его старший брат Иван Карлович (Джованни) - швейцарцы итальянского происхождения, основатели славной династии русских архитекторов и одни из тех великих людей, стараниями которых города Кавминвод стали не только всемирно известными курортами, но и сокровищницами шедевров архитектуры и ландшафтного дизайна. Братья Бернардацци вошли в историю как первые архитекторы Пятигорска и Кисловодска. Собственно, Тополевая аллея в Кисловодске создавалась по образу и подобию парка «Цветник» в Пятигорске, где много лет спустя Киса Воробьянинов, подчиняясь директивам неумолимого Остапа, просил милостыню. Если сравнивать «Цветник» и Курортный бульвар, то это, конечно, дело личного вкуса. На мой вкус, Курортный бульвар в структурном отношении получился лучше. (Речь, естественно, идет о современном облике этих улиц). «Цветник», как и вся пешеходная зона проспекта Кирова, взят в тиски автотрассами. Финальный отрезок пятигорского променада, Нагорный парк, ставший продолжением «Цветника» на склоне горы Горячей, вздыблен, как горячий конь. Тогда как Курортный бульвар в Кисловодске, ровный и расслабленный, почти полностью отдан на откуп пешеходом. Автострада вторгается в его безмятежное пространство лишь единожды: это все та же вездесущая Вокзальная улица.

С 1904 по 1966 годы на восточной стороне бульвара громыхал и звякал трамвай. Причем, грузовой. Звякали бутылки с нарзаном, которые трамвай возил от завода, который тогда располагался у Нарзанной галереи, к складу на станции Минутка. После того, как нарзанный завод переместился в новые помещения, история трамвайного движения в Кисловодске пресеклась.

Панно с павлином на фасаде Главных нарзанных ванн
Панно с павлином на фасаде Главных нарзанных ванн

Павлины и лотос

То место, где проспект Карла Маркса и улица Алексея Реброва пересекаются с Курортным бульваром, в народе называют пятачком. Друг Винни Пуха здесь ни при чем: название имеет под собой геометрическую основу. Маленькая и круглая а-ля пятачок площадка образована нарзанным триумвиратом - санаторием «Нарзан», северным торцом Нарзанной галереи, где сегодня размещается музей истории и природы, и Октябрьскими нарзанными ваннами.

На пятачке наряжают одну из двух главных новогодних елок Курортного бульвара и Кисловодска в целом. Здесь начинается или заканчивается – смотря, откуда идти – цепь цветочных клумб, которые в теплое время года являют собой живые ковры с умопомрачительной красоты оттенками и орнаментами. Если идти вдоль этих клумб по направлению к началу бульвара и центру города, то по левой руке вам откроется сказочная картина, которую человек несведущий может принять за мираж. И то верно: разве индийский дворец в маленьком городке на Северном Кавказе может быть явью? Может. Это наиглавнейшая архитектурная достопримечательность Кисловодска – здание Главных нарзанных ванн. Если составить топ-10 причин, по которым стоит посетить Кисловодск, то там непременно будет и такая: увидеть Главные нарзанные ванны. И заодно принять ванну. Да что там топ-10 – топ-5.

При виде этого волшебства в камне хочется воскликнуть подобно бухгалтеру Берлаге из «Золотого теленка»: «Где мои магараджи, мои слоны?» Здание построено в индо-сарацинском или индо-мавританском стиле. Стрельчатые ниши, многоярусные башенки на фронтонах, увенчанные бутонами лотоса, лоджия с колоннами и кружевной каймой над парадным входом, лепнина, синие панно из майолики с павлинами, цветами и виноградом, декорированные с султанской пышностью внутренние помещения – во всем этом слышится жаркое дыхание индийского и арабского Востока. Кажется, если войдешь в этот дворец, то встретишь там Будду, погруженного в раздумья.

По неподтвержденным данным, восточная стилистика здания была идеей Эмира Бухарского, который отдыхал в ту пору в Кисловодске. Насчет идеи - это версия, а вот то, что Сеид-Абдул-Ахад-Хан пожертвовал изрядную сумму денег на строительство Углекислых ванн нарзана (изначальное название объекта), - это факт.

Одноэтажные флигели с лужайками и садово-парковыми скульптурами широкими крыльями раскинулись к северу и югу от центральной части здания. А что касается панно на фасадах центральной части, то, как считают некоторые эксперты, они сделаны по эскизам великого Михаила Врубеля. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но густая синева и сказочные мотивы, действительно, вызывают врубелевские ассоциации.

Зато всем достоверно известно имя автора архитектурного чуда под названием «Главные нарзанные ванны»: это русский инженер Андрей Клепинин. В оформлении великолепных фасадов принимал участие и скульптор Людвиг Шодкий.

Ванны были построены в 1903 году. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь. В период немецкой оккупации города здание, как и другие объекты, сильно пострадало, но было восстановлено.

В советское время в нарзанных ваннах и бассейнах на бульваре, тогда – проспекте, плескались отдыхающие со всего Союза. Последний капитальный ремонт при Советах здание получило в 70-х годах прошлого века. После чего на протяжении нескольких десятилетий постепенно ветшало, разрушалось и, в конце концов, было закрыто. Так продолжалось до тех пор, пока к решению проблем основательно запущенного курорта не подключились высшие чиновники федерального уровня, в том числе – председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В 2018 году Главные нарзанные ванны возобновили свою работу после ремонта. Правда, качество ремонта и отделки вызвало неоднозначную реакцию у местных жителей и туристов. Но было сделано главное: архитектурный шедевр и крупная здравница были спасены. Сегодня здесь находится пятизвездочный санаторий «Главные нарзанные ванны» (да, пятизвездочными, оказывается, бывают не только отели, но и санатории) с обширным перечнем spa-процедур и прочих лечебных услуг.

Интерьеры  Главных нарзанных ванн
Интерьеры Главных нарзанных ванн

Кубики с часиками

Архитектурная встреча Российской и советской империй, которую в Кисловодске мы наблюдаем постоянно, произошла и на Курортном бульваре. Рядом с Главными нарзанными ваннами находятся вышеупомянутые Октябрьские ванны. Их открыли в 1928 году, хотя возведение приурочили к 10-летию Октябрьской революции: отсюда и название этой славной бальнеолечебницы. В архитектурном отношении Октябрьские ванны – полная противоположность роскошному индийскому дворцу Главных нарзанных ванн. Но это не унылая бетонная коробка, а настоящий памятник архитектуры. Творение архитектора Павла Еськова построено в популярном тогда стиле конструктивизма и напоминает пирамиду из кубиков. Большой куб – основной корпус с полукруглой крышей- куполом, вторгшейся в это кубическое царство. Куб поменьше – южный фасад. Маленький кубик наверху – башенка с часами. По обе стороны от главного входа в виде полукруглой арки размещены два презанятных горельефа. Они изображают вереницы советских граждан – пролетария, крестьянина, красноармейца, краснофлотца, представителей трудовой интеллигенции. Горельефы символизируют обретение трудовым народом права на отдых. Трудовой народ, еще не измученный нарзаном, преисполнен решимости прорваться в здание и окунуться в этот самый нарзан.

Октябрьские ванны
Октябрьские ванны

Страсти у фонтана

А напротив Главных нарзанных ванн находится еще один знаковый объект советского периода, ныне окруженный дружественным полукольцом торговых центров, кафе и ресторанов. Цветомузыкальный фонтан. Когда его открыли в 1981 году, никаких магазинов и ресторанов вокруг не было: просторная площадь была отдана в безраздельное владение фонтану. На тот момент это был второй цветомузыкальный фонтан в СССР (первый – в Сочи). Но недолго музыка играла. В 90-е годы на площади у фонтана стали твориться нехорошие дела. В том числе – криминальные разборки со смертельным исходом: владельца расположенного рядом с фонтаном ресторана убили, а сам ресторан сожгли. Потом площадь перешла в частные руки. Новые владельцы задумали построить на этом месте то ли торгово-развлекательный комплекс с подземной автостоянкой, то ли многоэтажную гостиницу. В историческом центре города. На пешеходном бульваре, поблизости от питьевой галереи. Какую участь авторы этих планов готовили фонтану, было непонятно. Но, весьма вероятно, незавидную. Общественность и экологи города поднялись на дыбы. Начались долгие разбирательства. Строительство новых объектов было заморожено. Площадь обнесли забором. Железобетонные сваи и конструкции торчали из-за забора, как обглоданные кости скелета. Фонтан, естественно, тоже прекратил свою работу. Один из живописнейших участков Курортного бульвара приобрел отталкивающий вид. И так продолжалось более 20 лет! Лишь летом 2016 года фонтан вернули городу. Причем, вернули модернизированным: фонтан с главной чашей диаметром 21 метр и высотой струй до 15 метров теперь не только меняет цвет, как хамелеон, танцует под классическую и современную музыку, но наряду с водой извергает языки пламени. В восстановлении фонтана принимали участие итальянские специалисты (привет сквозь века братьям Бернардацци). Водно-огненное шоу стало одной из главных фишек бульвара в теплое время года. Зимой на платформу, укрывающую чашу фонтана, водружают новогоднюю елку.

А что насчет торговых и кулинарных точек вокруг фонтана, так это город, можно сказать, отделался малой кровью. Скажи еще спасибо, что живой. Все же не подземный паркинг и не небоскреб.

Водно-огненное шоу цветомузыкального фонтана
Водно-огненное шоу цветомузыкального фонтана

Кстати, в числе торговых объектов, что бесцеремонной толпой обступили цветомузыкальный фонтан, есть и банальный вещевой рынок. Или, если выражаться бизнесóво, крытые торговые ряды, где продают шмотки, детские игрушки, магниты на холодильник, горные травы, чай и прочие "стеклянные бусы", которыми на курортах всего мира не алчные гости прельщают наивных аборигенов, а ровно наоборот. Торговые ряды на Курортном бульваре расположились в проеме между магазином «Пассаж» и великолепным зданием курортной поликлиники (бывшая частная гостиница "Россия" купцов братьев Зипаловых, построенная в начале XX века). Наискосок от индийского дворца Главных нарзанных ванн. Воистину дух торговли в Кисловодске неистребим и способен проникнуть в любую щель. Гермес, бог торговцев у древних греков, побывав в этом городе, воткнул бы кадуцей, как штык, в землю и удалился бы с чувством отчаяния и досады. В этом городе ему делать было бы нечего. Здесь его самого научили бы торговать.

В следующей части моего цикла рассказ пойдет о главном курортном символе Кисловодска, который тоже находится на Курортном бульваре.

Курортный бульвар зимой. На заднем плане - северный торец Нарзанной галереи
Курортный бульвар зимой. На заднем плане - северный торец Нарзанной галереи

Все фото взяты из открытых источников.