Найти тему
Автоэкзотика

"Интернационал". Первая "Победа" Вьетнама

В 1958 году в КНР был объявлен «Большой скачок вперёд». Не вдаваясь в подробности скажем, что в этот исторический момент Китай опирался на лозунг «Экономический подъем любой ценой». В числе отраслей промышленности, которые должны были продемонстрировать свой стремительный рост, была и автомобильная. И действительно, этот год стал по-настоящему урожайным для китайской автопромышленности - на разного рода ярмарках и выставках показывались десятки автомобилей, построенных как большими заводами, так и ремонтными мастерскими.

Соседний Вьетнам с интересом наблюдал за успехами Китая. Правительство хотело национальный автомобиль, это был вопрос престижа. Тут сразу надо вспомнить, что в тот момент Вьетнам был разделен на Северный и Южный. Первая национальная модель была призвана продемонстрировать преимущества Северного Вьетнама над Южным.

Тем временем одно из крупнейших предприятий во Вьетнаме - мотоциклетный завод Z157 создал отдельное подразделение - Chan Tang Factory, на котором начали ремонт автомобилей и грузовиков. Chan Thang с вьетнамского языка можно перевести примерно как "Победа" или "Триумф". С самого начала своего существования, завод начал собирать самых опытных механиков со всей страны. Особенно ценились люди получившие французское инженерное образование. Вскоре число персонала составило около 500 человек. Параллельно предприятие наполняли станками и оборудованием какое только могли достать в условиях почти непрекращающейся войны. Вскоре завод вышел на проектную мощность, он мог ремонтировать около 350 автомобилей ежегодно. Именно здесь и решили производить автомобили. Ответственным назначили управляющего заводом, товарища Хо Ман Кханга. Главным инженером стал Ву Ван Дон. Хо Ман Кханг в интервью вьетнамским изданиям рассказывал о трудностях производства национального автомобиля. По его словам, сырье бралось из кучи переработанного французского металлолома, который оставался после боевых действий.

Первая легковушка Вьетнама - Chan Tang. Снимок из пятого номера советского журнала «За рулем» за 1959 год
Первая легковушка Вьетнама - Chan Tang. Снимок из пятого номера советского журнала «За рулем» за 1959 год

Несмотря на все сложности, уже 21 декабря 1958 года был представлен первый вьетнамский автомобиль, который назвали в честь завода - Chan Thang. Конструктивно машина представляла собой клона 21-й Волги, а вероятнее всего, даже не клона, а именно саму Волгу с другим оперением, внешне схожим с советской Чайкой, и некоторыми изменениями по кузову, которые были продиктованы увеличившимися размерами. Например одним из изменений являются удлиненные задние плавники, из других технологических отличий - своеобразная рамка для ветрового стекла, которая появилась в связи с расширением кабины. Волговское стекло просто напросто оказалось мало, пришлось подгонять. В качестве силовой установки выступал 4-цилиндровый агрегат ЗМЗ-21 объёмом 2,5 литра, который позволял разгоняться до 130 км/ч.

Западные СМИ долгое время были уверены, что Chan Thang построен на базе французского Renault Frégate. Подтверждением тому иногда называют схожие размеры ходовой части и колеса. Ясность в этот вопрос внёс некто Роберт Яблонски, подтвердив, что Chan Thang базируется на советской Волге, и если и имел французские детали, то это были как раз те самые колеса.

Тот самый  Renault Frégate, который по мнению некоторых историков, поделился ходовой часть с Chan Tang
Тот самый Renault Frégate, который по мнению некоторых историков, поделился ходовой часть с Chan Tang

Стоит отметить интересный факт - долгое время считалось, что автомобиля никогда не существовало, якобы это был пропагандистский ход. Такой миф был распространен из-за того, что в СМИ фигурировал всего один снимок из пятого номера советского журнала «За рулем» за 1959 год, что стало поводом для разного рода сомнений и спекуляций. Однако седан действительно существовал, благо он не представлял собой действительно оригинальную конструкцию, что сильно упростило его появление в рамках чахлой промышленности Вьетнама. Он даже имел свой регистрационный код QS0001, который значил, дословно, «Военный №1».

К сожалению автомобиль так и не смогли поставить на поток. Причина банальна - не было производства нужных компонентов на территории страны, а ввозить готовые Волги, чтобы вручную навешивать свое оперение это невероятно дорогое удовольствие. В тех же интервью вьетнамским СМИ Хо Ман Кханг отмечал, что у них просто не было возможности и квалификации, чтобы полностью разобрать автомобиль и составить чертежи каждой детали, а у завода не было мощностей, чтобы освоить серийное производство жизненно важных частей. Несмотря на это, отечественные авторесурсы уверяют, что автомобиль целиком и полностью состоял из комплектующих местного производства, а импортными якобы были только ветровое стекло, шины, некоторые приборы, свечи зажигания и лампочки для фар. Честно говоря в это верится с трудом.

Интересно, что уже известный нам Роберт Яблонски показал снимок ещё одного, неизвестного на сегодняшний момент, вьетнамского автомобиля. Он был создан студентами Политехнической школы города Ханой в июле 1959 года. В западном сегменте интернета предполагают, что базой этого седана стала одна из моделей Peugeot.

Тот самый безымянный автомобиль, построенный студентами Политехнической школы города Ханой
Тот самый безымянный автомобиль, построенный студентами Политехнической школы города Ханой

А на этой первый выпуск рубрики "Интернационал" подошёл к концу, до скорых встреч.