Брак с мертвецом. Нет, это не сюжет фильма ужасов, это вполне реальное событие. Более того, в большинстве случаев имеющее практическое значение. Какое? Об этом читайте в статье.
На юге Франции недалеко от города Фрежюс среди холмов течёт река Рейран. Эта река очень непостоянна. Зимой и летом она практически пересыхает, зато весной и осенью превращается в бурный поток. Чтобы усмирить её, было решено построить плотину и водохранилище, что и было сделано в 1954 году.
Строительство плотины было поручено Андре Койну, одному из ведущих специалистов в этой области. Койн был главным инженером плотин на реке Дордонь. Он же создал инновационный проект плотины на реке Мареж. С 1935 года он возглавлял Департамент строительства крупных плотин Франции, а с 1945 по 1953 год занимал пост президента Международной комиссии по крупным плотинам. Также Койн строил плотины в четырнадцати странах мира, включая Португалию, Индию, Марокко, Зимбабве и Канаду.
Строительство плотины Мальпассе началось в 1952 году и закончилось в 1954 году. После этого водохранилище начали понемногу наполнять. К 1959 году верхняя граница воды была на 7 метров ниже края плотины и на правой её стороне начали возникать первые протечки. Тогда на предвестники беды никто не обратил внимания.
Осенью 1959 года в этих местах выпала двойная норма осадков. Уровень воды был выше обычного на пять метров. В такой ситуации следовало бы открыть водосброс, чтобы уменьшить давление на плотину. Но вместо этого было решено наполнить водохранилище. Сброс воды мог помешать строительству автомагистрали Марсель — Ницца, которое шло в километре ниже по течению. Вечером 2 декабря 1959 года уровень воды впервые достиг края бетонного барьера. Четыре последних метра были заполнены менее чем за сутки.
Той же ночью тонкие стены плотины обрушились, вода хлынула в долину, разрушив дома, дороги, железнодорожные линии, телефонную и электрическую сеть вплоть до Фрежюса. Огромные куски бетона от рухнувшей плотины весом до 600 тонн унесло на полтора километра. Погибло более 400 человек, 7 тысяч остались без крова. Андре Койн, главный инженер плотины, был потрясён этой трагедией и умер меньше чем через год.
Кроме более внимательного отношения к геологии пород, на которых строится плотина, у этой катастрофы было ещё одно неожиданное последствие — во Франции был принят закон, разрешающий браки с мёртвыми.
Одной из жертв наводнения стал молодой человек по имени Андре Капра, который незадолго до этого сделал предложение своей девушке Ирен Жодар. Она на тот момент была беременна и несмотря на смерть жениха, решила выйти за него замуж. Когда неделю спустя президент Шарль де Голль прибыл в город с визитом, Ирен умоляла его позволить ей заключить брак. Де Голль пообещал рассмотреть её просьбу. Через месяц Национальное собрание приняло уникальный закон, который разрешил заключать браки с мёртвыми партнёрами. Единственным условием было наличие достаточное количество фактов, указывающих на то, что они были не против сделать это при жизни.
С тех пор сотни людей, потерявших любимых, не успев скрепить отношения узами брака, подали заявления о посмертной женитьбе. Любой человек, желающий вступить в брак с умершим, должен направить запрос президенту; тот, в свою очередь, передаёт его министру юстиции, а далее – прокурору, в пределах юрисдикции которого находится живой гражданин или гражданка. Если прокурор убеждается, что пара планировала вступить в брак до непредвиденной смерти, и если родители умершего или умершей не против, прокурор направляет рекомендацию в обратном порядке. Президент в итоге решает, подписывать указ, разрешающий брак, или нет.
Ежегодно французские власти получают около полусотни просьб о посмертном браке. Около двух десятков из них получают одобрение. И далеко не всегда эти браки заключаются из романтических соображений.
Часто они имеют практическое значение, если женщина беременна, как это было в случае с Ирен Жодар. Законный брак гарантирует, что детей признают законными наследниками.
На самом деле практика заключения брака с умершими восходит ко временам Первой мировой войны, когда скорбящие девушки хотели обеспечить законные права детей, чьи отцы погибли на фронте, так и не успев связать себя узами брака.
Большинство посмертных браков заключаются без лишней пышности. Невеста становится рядом с фотографией своего покойного жениха, а мэр зачитывает вслух президентский указ. Однако некоторые браки привлекают внимание СМИ. В 2004 году Кристель Демишель вышла замуж за покойного любимого, которого насмерть сбил пьяный водитель. В 2009 году Магали Яскевич вышла замуж за своего жениха — ещё одну жертву ДТП. Молодой человек сделал ей предложение за два дня до гибели. В 2017 году полицейский Ксавье Жюгеле погиб в результате теракта, его девушка Этьен Кардильес получила разрешение президента выйти за него замуж.
За пределами Франции было лишь несколько случаев, когда закон поддерживал посмертные браки.
Интересная статья? Не забудьте поставить лайк и проверьте, подписались ли вы на наш канал. Если всё ещё нет, обязательно подпишитесь!
Нужна консультация генеалога или хотите узнать больше об истории своей семьи? Обращайтесь к нам по телефону 8 800 100 41 47.