В связи с масштабным информационным потоком, связанным с призывами к вакцинации, в обществе широко обсуждается правомерность таких призывов, их все чаще трактуют, как навязчивую рекламу, намеренно вводящую людей в заблуждение. Николай Николаев в новом выпуске программы «NIKOLAEV Podcast» на YouTube-канале обсудил эту важную тему с Эдуардом Кобяковым, юристом, руководителем юридической компании «Кобяков Групп».
Эдуард считает, что у рекламной кампании по вакцинации на поверхности лежит лишь одна сторона медали, а по сути – у людей уже нет выбора. Как это происходит, и законны ли подобные методы, он предлагает рассмотреть на примере одного из плакатов, массово встречающихся сейчас во всех общественных местах. На этих плакатах уважаемые люди, врачи, представители науки, культуры и т.д. призывают граждан прививаться, начиная со слов: «Поверьте, я знаю, как тяжело болеют COVID-19». Эдуард обращает внимание на то, что подобная визуальная реклама очень коварна, именно она, воспринимаемая на бегу, мельком, но изо дня в день, постоянно откладываясь, «остается на подкорке».
Чтобы разобраться в вопросе законности подобных способов агитации, юрист обращается к «Федеральному закону о рекламе» и Информационному письму Высшего арбитражного суда РФ. Последнее регламентирует практику толкования судами статей закона о рекламе.
Из этих документов следует, что рекламой считается любая информация, которая сообщается неопределенному кругу лиц, целью которой является привлечение внимания и удержание интереса к объекту рекламирования с целью его продажи. Таким объектом может быть товар, услуга или какая-либо деятельность.
Итак, по закону реклама должна быть:
1. Надлежащей (т.е. соответствующей всем требованиям закона).
2. Достоверной (не вводящей граждан в заблуждение).
В контексте первого пункта Эдуард предлагает посмотреть на правый верхний угол рекламного плаката. Именно эта область лучше и быстрее всего воспринимается мозгом. Там размещена строка с адресом Официального сайта Мэра Москвы. В законе о рекламе прописан запрет, согласно которому органы власти, должностные лица любых городов и регионов не имеют права каким-либо образом осуществлять рекламные действия или способствовать им. Размещение ссылки на сайт официального органа создает у граждан ощущение, что данный призыв поощряется и санкционируется должностными лицами.
Но муниципалитеты часто ведут информационную работу, размешают социальную рекламу. Например, призыв ГИБДД: «Пристегните ремни». Те же составляющие – государственный орган, осуществляющий призыв к действию и утверждение, что это спасет жизнь. В чем же разница? Эдуард поясняет, что в законе о рекламе есть понятие «социальной рекламы».
«Социальная реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства»
Полезна ли, спасает ли жизни прививка от COVID -19, это, по мнению гостя программы, вопрос дискуссионный. Существует довольно обширный перечень последствий вакцинации. «Поэтому я считаю, что размещенная на плакате отсылка на сайт города хоть косвенно, но нарушает «Закон о рекламе» , - говорит Эдуард Кобяков. И это не единственная косвенная отсылка, их много. В совокупности они вызывают у человека ощущение необходимости и неотвратимости этого вида медицинского вмешательства.
Полную версию беседы можно посмотреть на YouTube-канале Nikolaev.Podcast
Советую посмотреть:
💉 Вакцинация: За и Против || 1 Прямой эфир Nikolaev Podcast
😷🤒🤕 Где сейчас правда? | Политическая «пандемия» | Риски общего будущего
💉💉💉 Вакцинация: За и Против || Анализируем ваши сообщения о ПВО/ Прямой эфир Nikolaev Podcast
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал НИКОЛАЕВ.Podcast . И приглашаю в свой Telegram .