ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Камчатка.
XVI.
Командорские острова. — Котиковый и бобровый промыслы.
Растительность островов очень бедна: кое-где тощая берёза, рябина и кустарник; зато трава достаточно хороша, что при отсутствии снега даёт возможность круглый год держать на подножном корму скот, который теперь начинают там усиленно разводить.
В данное время на островах имеется по три селения: Преображенское, Глинка и Корабельное — на Медном и Никольское, Лодыгинское и Саранное на — Беринге. Численность жителей в них не превышает 260 душ на каждом острове, причём обоих полов почти точно поровну; всех жилых строений, считая деревянные постройки и земляные юрты — на Беринге 118, на Медном — 96. Как видно, население скудное, если принять в расчёт, что эти 500 душ живут на территории в 13.000 кв. вёрст.
Всё население островов — элемент пришлый и притом сравнительно недавно. Лишь в начале восьмисотых годов на острове впервые остались 11 человек промышленников, которые прожили там 7 лет подряд. После этого началось уже заселение островов постоянным контингентом жителей. Начали привозить Алеутов с соседних островов Алеутской гряды, привезли обитателей Курильской цепи; с этими переселенцами перемешивались европейские национальности. В результате от собственно алеутского племени осталось немного, но название это укрепилось за обитателями Командоров и по сие время. Теперешнее население растёт уже без новых примесей извне.
Алеуты (следую общепринятому названию) — народ низкорослый, очень смуглый, с чёрными волосами, напоминающий общий дальневосточный тип. Конечно, все они давно обращены в православие и очень религиозны. Праздники они чтут свято, хотя, я думаю, здесь в сильной степени играет роль их природная невообразимая лень. Во всяком случае Алеут скорее умрёт с голоду, но в праздник ни за какие блага работать не станет.
По характеру это довольно добродушный народ, очень любящий общество, крайне гостеприимный, как и вообще большинство народов Севера; но, несмотря на эти черты, Алеут крайне скрытен, и нужно очень хорошо быть с ним знакомым, чтобы заслужить его доверие. Я говорил, что они крайне религиозны, с большим уважением относятся ко всем обрядностям, но никакие догматы религии не могут справиться с их понятиями о семейной жизни и верности. У Алеутов в этом отношении процветает абсолютная свобода, да притом ещё жизнь эта начинается у них в возрасте 11–12 лет. Вопреки общей природе всех обитателей Севера, Алеуты крайне рано развиваются.
До спирта они, конечно, не менее падки, чем Чукчи и Коряки; в обычных условиях очень честный, не имеющий понятия о воровстве Алеут готов на что угодно, если дело идёт о спирте.
Тяжёлые климатические условия на островах настолько приблизили старость, что средний возраст жителей теперь едва достигает 26–27 лет; разумеется, это давно привело бы маленький народ к полному вымиранию, если бы не большая рождаемость, обусловленная ранней семейной жизнью и полной свободой отношений.
Алеуты охотно учатся, но крайне трудно воспринимают русский язык; многие твёрдые и шипящие буквы они путают, некоторые же совершенно не могут произнести. В отчёте департамента земледелия, составленном Е.К. Суворовым, приведён пример грамотности Алеута: «в 6 ч. вечыря витер N свезыя дуздь сквалам небу ублачигость и горизонт честои на мури малшу зыб у быригов малий борон». И это правописание вызвано не одной лишь безграмотностью, а наполовину — неспособностью Алеута воспринять русский язык.