Найти тему
Бесполезные ископаемые

Paul Kossoff: хрупкий и уязвимый сын своего века

В таких случаях пишут "тихо скончался", чтобы не создавать видимость всенародной скорби. На самом деле виновник скорбного юбилея преуспевал в плане саморазрушения не менее успешно, чем на поприще творческого созидания.

"Неужели прошло всего две недели" - изумляется Уильям Холден в фильме "Федора". Неужели прошло уже сорок пять лет, удивляемся мы, люди влюбленные в классический рок по свои волосатые стариковские уши...

На момент физической смерти Пол Коссоф был практически забыт, как гитарист-вундеркинд одной из самых молодых по составу и самой компетентной по стилю и саунду, британских групп конца шестидесятых.

Кго коллега Мик Ралф успешно продвигал вперед Mott The Hoople, затем Bad Company, играя примерно то же самое, пока сын английского актера-комика с еврейскими корнями погружался в трясину зависимости под протяжные соло, похожие на заготовки реквиема по самому себе.

В год его гибели, если не ошибаюсь, спецслужбами Чаушеску был ликвидирован и его неутомимый пропагандист - легендарный диджей "Свободной Европы" Корнел Кириак, указавший мне, малолетке, правильное ударение в фамилии Kossoff.

-2

С первых шагов Пол Коссофф не был блюзовым стилистом в чистом виде. Для меня он - прочное и рельефное звено, соединяющее Клэптона второй фазы его карьеры с Миком Ронсоном и Крисом Спеддингом, поставившими точку в развитии гитарной школы британского рока.

Когда играет Пол Коссофф, мне вспоминается фраза Чака Берри so she can hear my man a-wailin' sax - он выжимает из струн превматические струн так, словно у гитары вместо грифа полая труба саксофона.

И это, определенно, не перфекционизм вундеркинда, а письмо подростка-самоубийцы, которому гласные звуки говорят больше согласных, расставленных в священных письменах, ведомых только посвященным.

Соло Пола Коссоффа - устная Тора, реквием по самому себе от человека, которому не нашлось места в первом ряду звезд-самогубцев.

Его основное детище - Free, было группой одной формулы, одного шаблона, следуя которому, смогут "раскрутиться" десятки другие.

В этом нелинейное родство Free и Velvet Underground - поэтическая фраза Лу Рида - гения первой строки, и уверенные такты профессионала, знающего, что его вариации завершатся триумфом - вот что сближает этих артистов, исполнявших диаметрально противоположную музыку.

Следя за игрой Пола Коссофа - хрупкого и уязвимого сына своего века, я вспоминаю строки Цветаевой:

Рук руководством
Бившийся так же
На́смерть — как бьётся (Мощь — прибывала,
Сила — росла)
С мускулом вала
Мускул весла. Кто-то, на фуру
Несший: «Атлета
Мускулатура,
А не поэта!» То — серафима
Сила — была:
Несокрушимый
Мускул — крыла.

Воистину так.

Пол Коссофф и Саймон Кирк
Пол Коссофф и Саймон Кирк

RIP

Paul Francis Kossoff (14 September 1950 – 19 March 1976)

-4