Для того, чтобы понять пользу или бесполезность какого-либо учебного предмета, на мой взгляд, надо понять: что это? зачем это? и как это?
Что это?
Если гуманитарные науки – основа нашего эмоционального, социального, нравственного и даже психологического мировоззрения, то точные науки – основа нашего материального мира. По-другому их ещё называли «естественные», т.е. изучающие предметы и законы, существующие независимо от человека и его желаний. Алгебра, геометрия, физика, химия, биология.
Зачем это?
Как взрослый человек я уже на своём жизненном опыте поняла, что без них нам в быту никуда. Именно эти предметы помогают нам понять «вещность» этого мира. Рассчитать оптимальное положение и размеры мебели, предугадать поведение посуды в духовке или морозилке, понять не отравишься ли ты этой колбасой, и не проест ли это моющее средство дыру в паркете, а также многое-многое другое. Хотя и с любимым утверждением одной учительницы, что «математика – королева наук» я не согласна, даже спустя годы)))
Как это?
А вот здесь кроется одна огромная недоработка, которая была как во время моего обучения, так и сейчас осталась. Какими бы великолепными не были учителя и учебники – практически нигде не объясняют детям, куда можно применить эти знания. Они зубрят сухие факты в полной уверенности что им это никогда в жизни не пригодится! Я помню только двух замечательных учителей в вечерне-сменной школе, которые очень увлекательно рассказывали: разоблачали глупые рекламные ролики, объясняли некоторые устоявшиеся кулинарные традиции и кучу всего ещё – с точки зрения своих наук: химии и биологии. И только там и тогда, будучи ученицей 10 класса я впервые поняла, зачем мне, гуманитарию, эти предметы!
И вот история повторяется – мой сын утверждает, что уж ему-то точно никогда не пригодятся все эти предметы. Что они только для тех, кто хочет заниматься наукой. Я пытаюсь по мере сил объяснять ему на примерах, что это не так. Но то ли я не убедительна, то ли учебники навевают тоску…
Мне кажется, хорошо бы по возможности перед каждой темой ввести абзац о практическом использовании этих правил и законов. Не обязательно тратить на это драгоценное время урока, но дать ученикам хотя бы возможность понять сущность изучаемого предмета.