Найти в Дзене
Умному недостаточно

"Выше Радуги". Книга и экранизация, что предпочитаете?

Повесть Сергея Абрамова "Выше радуги"
Фильм "Выше Радуги", изображение из открытых источников
Повесть «Выше Радуги» писатель Сергей Абрамов написал, видимо, во второй половине 70-х, когда перекидной стиль прыжков в высоту ещё господствовал на спортивных аренах. Я-то сам прыгал уже фосбюри-флопом (в секции по лёгкой атлетике в середине 80-х).
Книгу, конечно, я прочёл раньше, чем посмотрел фильм,
Повесть Сергея Абрамова "Выше радуги"
Повесть Сергея Абрамова "Выше радуги"
Фильм "Выше Радуги", изображение из открытых источников
Фильм "Выше Радуги", изображение из открытых источников

Повесть «Выше Радуги» писатель Сергей Абрамов написал, видимо, во второй половине 70-х, когда перекидной стиль прыжков в высоту ещё господствовал на спортивных аренах. Я-то сам прыгал уже фосбюри-флопом (в секции по лёгкой атлетике в середине 80-х).

Книгу, конечно, я прочёл раньше, чем посмотрел фильм, его премьера была в 1986 году. В фильме все уже прыгают «спиной» (как в просторечии именуется фосбюри-флоп). Почему я так долго топчусь на этом обстоятельстве. Мне интересно было читать книгу не только потому, что написана она, в основном, обаятельным и упорядоченным «потоком сознания» главного героя, но и потому, что автор отлично описывает спортивные будни и праздники: тренировки и состязания. Один паренёк у Абрамова прыгает в шиповке, обутой на одну ногу и с разутой другой. Знакомо! Вариант настройки на попытку: медитировать с закрытыми глазами. Знакомо! Разминочный и заминочный бег трусцой. Знакомо! Пащенко, главный соперник и приятель Алика Радуги, рыжая, конопатая «ходуля», будто списан с известных мне ребят.

Кадр из фильма "Выше Радуги" Отец Алика - Михаил Боярский. Мама - Елена Аминова
Кадр из фильма "Выше Радуги" Отец Алика - Михаил Боярский. Мама - Елена Аминова
Кадр из фильма "Выше Радуги". БИМ - Ольга Машная, Алик - Дмитрий Марьянов
Кадр из фильма "Выше Радуги". БИМ - Ольга Машная, Алик - Дмитрий Марьянов

Что же касается фильма, то он мог показаться навязчивым, мог раздражать неспешностью повествования то и дело прерываемого долгими музыкальными медитациями (в фильме около десяти неровных музыкальных номеров), но кино это, точно, запоминалось. Фильм вызывал сильные эмоции и бил прицельно: по мятежным юным талантам, желающим самоутвердиться, но сохранить благородство души. Авторы всё рассчитали верно. Напомню, что режиссёр фильм Георгий Юнгвальд-Хилькевич, наш мушкетёрский маэстро.

Во-первых, в фильме играет обаятельнейший Дима Марьянов, он играет Алика Радугу. Но не он один. Озвучивает роль Дмитрий Харатьян. А поёт за Алика Владимир Пресняков. И это уже, во-вторых, ибо хрупкий дискант Преснякова, поющего про Зурбаган и острова, которые снятся, очень хорош. В-третьих, фильм населён очаровательными девушками и женщинами. Милая Даша Строганова (роль Кати Парфёновой), изящная физкультурница (Ольга Машная), красивая мама Алика (Елена Аминова) и энергичный тренер Александра Ильинична (Галина Польских). Да ещё ладные девочки-танцовщицы, они же подающие надежды спортсменки на фоне моря или на условной площади приморского города или в условных танцклассах со светомузыкой. Всё это не слегка кружило голову.

Диско-фильм. Чувственный, звонкий, немного затянутый и очень обаятельный.

Кадр из фильма "Выше Радуги"
Кадр из фильма "Выше Радуги"
Кадр из фильма "Выше Радуги"
Кадр из фильма "Выше Радуги"

И всё же, кроме Алика Радуги все персонажи фильма условны, вместо глубины характеров — эмоциональная насыщенность образов. Они будто энергические протуберанцы, вспыхивают, чтобы выгоднее показать главного героя.

В книге все персонажи объёмные. Повесть хорошо написана, она дельная и хитроумная. С одной стороны, Абрамов смеётся над мифологемой о жизнеспособности праздного таланта, с другой – поддерживает его своим сказочным приёмом-допущением. Это условие дара, который Алик получил: будешь прыгать «по мастерам» (т.е. до норматива мастера спорта включительно), если не соврёшь. Но в том и дело, что Алик его получил, ни за что, ни про что.

И условие «не врать» чрезвычайно любопытное. Ведь мы же понимаем, что здесь дело не только в бытовой лжи, но в том, что если талант лжёт, он гибнет. Без всякого «если». Талант исчезает в тот момент, когда лжёт.

И потом долго и трудно появляется снова. Талант – это потребность становиться лучше себя и способность чувствовать под собой планку, на которую можешь обрушиться всей тяжестью, если солжёшь.

И вспомнилась мне одна притча. Как-то два пастуха пасли овечек и поигрывали, как умели, на флейте. Перед ними предстала фея и сказала одному из пастушков: «Я наделю тебя чудесным даром. Отныне ты будешь играть так, что птицы замолкнут в изумлении, быстрые ручьи замедлят потоки и ветер задержит свой бег, запутавшись в кроне деревьев, когда ты возьмёшь в руки флейту.

Обрадованный пастух поблагодарил фею.

— А как же я? — спросил второй пастушок.

Фея рассеянно улыбнулась (вообразите её улыбку).

— А ты, — сказала фея, — будешь играть так же, как играешь сейчас. И птицы не замолкнут в изумлении, быстрые ручьи не замедлят потоки и ветер не задержит свой бег, запутавшись в кроне деревьев, когда ты возьмёшь в руки флейту.

— Но почему!? — воскликнул горестно пастушок. — Чем я хуже?

— Ничем, — сказала фея. — Просто я так решила.

Кадр из фильма "Выше Радуги". Даша - Катя Парфёнова
Кадр из фильма "Выше Радуги". Даша - Катя Парфёнова
Кадр из фильма "Выше Радуги"
Кадр из фильма "Выше Радуги"