Представители категории отличников, условно называемых «мамина гордость», встречаются намного чаще и нередко имеют от своей учебы больше проблем, чем привилегий.
Такой ребенок становится отличником потому, что это нужно маме или кому-то из значимых для него взрослых, кто выполняет функцию родителя. Поскольку в нашем обществе ребенком больше занимаются женщины, для многих мам их ребенок является своеобразной визитной карточкой. Для женщины в нашем обществе очень непросто совмещать карьеру и семью, поэтому многие, отказываясь от карьерного роста, делают выбор в пользу семьи. Но желание самоутвердиться, выделиться, обратить на себя внимание остается. Поэтому женщина стремится выделиться как мать с помощью своего ребенка. А выделится как мать она может в том случае, если ее ребенок будет отличником, если на собраниях его будут хвалить и приводить в пример. Ведь у нас принято считать, что если ребенок учится хорошо, это, прежде всего, заслуга родителей (хотя далеко не всегда это так), а если ребенок учится плохо, значит родители «плохие». И вот с раннего возраста ребенок в такой семье привыкает к тому, что его будут любить в том случае, если он будет хорошим, если он будет отлично учиться. И в результате любая «не отличная» оценка для этого ребенка – сильнейших стресс.
Многие «мамы отличника» долгие годы держат свое чадо у своей юбки: золотая медаль, красный диплом, кандидатская-докторская.... И никто не задается вопросом: а нужно ли все это самому человеку – красный диплом, диссертации.... .(особенно по специальности, которую, скорее всего, избрали ему родители).
Говорить о комплексе отличника можно в том случае, если стремление к отличным оценкам становится навязчивым и мешает человеку жить. Если этот человек становится зависимым от одобрений, от поглаживаний, от похвалы. Если вокруг этого строится вся его жизнь. А ведь по сути такой человек живет не для себя, он реализует не свои желания и потребности, а своего оценщика, того человека, который поставит ему вожделенную «пятерку».
Основная проблема человека с комплексом отличника – его «НЕУМЕНИЕ ПАДАТЬ».
Однажды на горнолыжном курорте во время первого занятия инструктор сказал:
- Сегодня вы будете учиться падать.
Услышав разочарованные возгласы, он объяснил :
- Не умеющий падать лыжник, не выйдет на трассу, так как его первое падение (а упадет он обязательно, так как не имеет опыта), может стать последним. А если научиться правильно падать, вероятность получения травмы намного уменьшается.
«Неумение падать» это проблема большинства отличников. Они не умеют правильно реагировать на ошибки и неудачи. А в результате страх поражения их парализует и не дает им возможности полностью себя реализовывать.
Комплекс отличника – это жизненная позиция, когда человек ориентирован на оценку, на похвалу (желание всегда иметь рядом человека, который оценит и похвалит). Причем (и это очень важно!) похвалит не как равный равного, не как превосходящего его в чем-то, а похвалит покровительственно, с позиции СВЕРХУ ВНИЗ. То есть оценщик должен быть в позиции вышестоящего. Вот поэтому комплекс отличника и тормозит любой рост личности – социальный, карьерный и т. д. А это в свою очередь приводит к тому, что отличники в учебе редко бывают «отличниками» в жизни.
Нужно сказать, что комплекс отличника не является пожизненным приговором. Конечно, чаще всего он формируется под воздействием родителей, которые таким образом решали какие-то свои задачи и проблемы, но это не повод зацикливаться на последствиях родительских ошибок. Мне очень нравятся слова Коры Антаровой :
«Неважно, что сделали из тебя, важно что ты сделал из того, что сделали из тебя .»
Если человеку не нравится быть постоянно в роли оцениваемого, от этого вполне можно избавиться. Ведь в некоторых случаях элементарно не хватает информации о том, откуда сей комплекс взялся. И тогда для осознания проблемы (а это уже на 50% решение) вполне может хватить подобной статьи. Ну а если комплекс засел очень глубоко и разобраться самостоятельно сложно, вопрос можно будет обсудить и решить в кабинете психолога.
Понравилось ставьте лайк или подписывайтесь.