Найти тему
Секреты Старого Китая

Главный козырь Древнего Китая.

...полагать, что классификации – это искусственные выдумки археологов, равносильно тому, чтобы считать понятия «собака» и «кот» искусственными выдумками зоологов...
Hodson F.R. "Some aspects of archaeological classification".

Предыдущий рассказ о самом знаменитом оружии Древнего Китая вызвал множество комментариев, вопросов и пожеланий: читатели массово просят более подробно рассказать про это малоизвестное у нас средство уничтожения себе подобных. Мы с радостью продолжим наше повествование, но сперва разберем один распространенный вопрос:

Почему именно клевец-гэ был наиболее распространенным и значимым оружием в Древнем Китае, а не копье или меч?

Тут ответ надо бы разбить на две части:

  1. Почему именное это оружие выбрали древние жители китайских Центральных равнин, а не другое длиннодревковое?
  2. Почему мы считаем сейчас это оружие наиболее значимым и распространенным в период, пока клевец-гэ не исчез из массового употребления в годы империи Хань (汉朝, 206 до н. э. - 220 н. э.)?

Начнем с первого. В данном случае мы можем только предполагать - как оно было тогда на самом деле. Истину мы узнаем лишь тогда, когда кто-то придумает машину времени и смотается туда, да и возьмет интервью у древних китайцах. Если, конечно, они его не прирежут этим самым клевцом... :)

Но, как вы догадываетесь, у историков уже давно сложилось несколько гипотез. Наиболее правдоподобная основана на использовании древнекитайской воинской аристократией боевых колесниц.
Но, как вы догадываетесь, у историков уже давно сложилось несколько гипотез. Наиболее правдоподобная основана на использовании древнекитайской воинской аристократией боевых колесниц.

Классический пример - это колесница пяти видов оружия, позволявшая использовать преимущества разного оружия (длинного и короткого), в зависимости от реальной тактической ситуации, дистанции до противника, взаимного положения, угла и скорости атаки. Делалось это согласно стратегии, изложенной в "Методах Сыма". Интересно, что в ту пору обоюдоострый меч-цзянь был последним средством защиты колесничного бойца, своего рода "прообразом" короткоствольного огнестрельного оружия нашей эпохи, типа пистолета или револьвера.

"Методы Сыма" (司马法) - это один из семи классических военных трактатов Китая. Был  создан в IV веке до н. э. в царстве Ци и основан на военных традициях рода Сыма, поэтому назван в честь Сыма Жанцзюя, командующего армией царства Ци. Об этих трактатах будет отдельный подробный рассказ.
"Методы Сыма" (司马法) - это один из семи классических военных трактатов Китая. Был создан в IV веке до н. э. в царстве Ци и основан на военных традициях рода Сыма, поэтому назван в честь Сыма Жанцзюя, командующего армией царства Ци. Об этих трактатах будет отдельный подробный рассказ.

В колесницах того времени было по три бойца. При этом наиболее почетным считался левый борт, у которого размещался сам аристократ из воинских кланов, он же владелец повозки. Вооружался он луком или арбалетом, до которых китайцы были страсть как охочи.

Лучника прикрывал боец, расположенный по правому борту, вот его обычно и вооружали самым разным оружием. И он использовал то, что соответствовало дистанции боя.
Лучника прикрывал боец, расположенный по правому борту, вот его обычно и вооружали самым разным оружием. И он использовал то, что соответствовало дистанции боя.

Современные реконструкции с использованием тактики колесниц того времени и техники владения копьем и клевцом показали:

Результативные рубящие, сталкивающие и сдергивающие действия гэ провести гораздо легче с движущейся колесницы по такой же подвижной цели, чем копьем, не лишившись при этом своего оружия. Это обусловлено амплитудной дугообразной траекторией движения боевой части клевца, в отличие от прямолинейной колющей атаки копьем.

При использовании копья промахнуться по проносящейся цели проще простого, да и выдернуть копье из такой мишени проблематично. Во время экспериментов суммарная скорость движения колесниц приводила к тому, что экспериментатора либо его оружие могло выбить из своей повозки даже при удачном попадании в цель. А вот при дуговых движениях клевцом-гэ этого не происходило. Кстати, пехота сопровождения колесницы была вооружена им же, вероятно для выдергивания противника с его средства передвижения. Для чего, спросите вы, были тогда копья? Вариантов много: короткие - удобно метать, дротики вообще были популярны в колесницах самых разных регионов. Длинными можно и добивать противника вне колесницы, и сражаться в пешем порядке, когда твоя колесница разбита.

Но как оно было на самом деле - можно только предполагать. Кому интересно, ниже выложена часть китайского фильма о подобных исследованиях. Показан был на одном из центральных государственных каналов. Там интересно рассказывают про саму колесницу: это была не просто "бронеповозка", а практически единый #танк того времени. :)

Но вернемся к клевцу-гэ. И ко второму вопросу. На него тоже есть два ответа, как в известном анекдоте! :)

Начнем с простого. Есть такое понятие в иероглифике:

Иероглифический ключ (部首 bùshǒu) - графический элемент или простой иероглиф китайской письменности, из которых состоят сложные иероглифы. Может выступать в качестве смыслового или фонетического показателя.

Иероглифическое написание клевца- гэ (戈) содержится в качестве ключа в составе более чем полусотни иероглифов! А может и больше. Никакое другое оружие, копье, меч или что-то иное, такого следа в китайской лексике не оставило даже и близко.

При этом с помощью ключа "гэ" образуются такие важные понятия, как "я", "государство", "успех", "искать", "город", "могущество", "инструмент" и "оружие", многое и многое другое, в том числе и "деньги"! Несложно догадаться, что иероглиф "война" (战 zhàn) тоже никак не мог обойтись без такого замечательного ключа.

Метаморфозы в написании ключа гэ в иероглифе, означающем "военное дело" (武 wǔ).
Метаморфозы в написании ключа гэ в иероглифе, означающем "военное дело" (武 wǔ).

Однако наибольшее понимание в данном вопросе нам дала археология: благодаря низко коррозийным свойствам меди в сравнении с железом до нас дошло множество свидетельств той эпохи. Сравнивая в процентном соотношении находки в захоронениях и местах сражений, мы можем с уверенностью сказать: клевец-гэ встречается в значительно больших количествах, чем какие-либо другие виды как длинного, так и короткого вооружения.

С 1928 по1935 год в провинции Хэнань во время раскопок на кладбище Шаньбяочжень  захоронения государства Вэй (407-225 до н.э ) площадью 30 000 кв.м. было обнаружено большое количество вооружения и утвари. Экспедицией Национальной академии наук были раскопаны одно большое захоронение и семь малых, в которых обнаружили 1447 предметов бронзовой утвари: колокола и треножники для еды, чайники  и зеркала, тарелки и подносы, украшения и упряжь для колесниц. Ну и конечно - разнообразное оружие, в основном клевцы-гэ. По итогам изучения этого захоронения в 1959 году было издано подробное исследование Го Баоцзюня  «Памятники Шаньбяочжэнь и Люлигэ», а в 1985 году захоронение взято под охрану государством как культурное наследие провинции высшей категории.
С 1928 по1935 год в провинции Хэнань во время раскопок на кладбище Шаньбяочжень захоронения государства Вэй (407-225 до н.э ) площадью 30 000 кв.м. было обнаружено большое количество вооружения и утвари. Экспедицией Национальной академии наук были раскопаны одно большое захоронение и семь малых, в которых обнаружили 1447 предметов бронзовой утвари: колокола и треножники для еды, чайники и зеркала, тарелки и подносы, украшения и упряжь для колесниц. Ну и конечно - разнообразное оружие, в основном клевцы-гэ. По итогам изучения этого захоронения в 1959 году было издано подробное исследование Го Баоцзюня «Памятники Шаньбяочжэнь и Люлигэ», а в 1985 году захоронение взято под охрану государством как культурное наследие провинции высшей категории.

Кстати, в интернете искусственно разгоняется миф о том, что китайское правительство якобы запрещает иностранные археологические экспедиции, хотя любой желающий может легко узнать, что прям сейчас, например, израильская экспедиция ведет полевые исследования невосстановленной части Великой Стены.

Более того, первые археологические экспедиции в Китае проводили именно иностранцы - по причине отсутствия на тот исторический период в Поднебесной археологии как науки. И наиболее значимые (на данный момент) открытия были сделаны европейцами. Например, в 1898 году вблизи города Аньян были впервые найдены черепашьи панцири с надписями.

По находкам вблизи города Аньян удалось, в частности, восстановить полную родословную правителей династии Шан (XIV—XI вв. до н. э.), устранив сомнения в недостоверности существующих традиционных историографий.
По находкам вблизи города Аньян удалось, в частности, восстановить полную родословную правителей династии Шан (XIV—XI вв. до н. э.), устранив сомнения в недостоверности существующих традиционных историографий.

А в 1900 году в Дуньхуане нашли знаменитую Пещеру хранилища сутр с большим количеством древних манускриптов, которые позволяют провести сверку дошедших до нас письменных источников.

Пещера времен династии Северная Вэй в Дуньхуане.
Пещера времен династии Северная Вэй в Дуньхуане.

Рассматривая процесс становления археологии как науки в Китае, мы встречаем такие "типичные китайские фамилии" как С.А. Хедин и М. А. Стейн, получивший рыцарский титул в 1912 году за свои выдающиеся научные работы. В Китае проводили научные изыскания в области археологии немцы A. Грюнведель и фон Лекок, французы П. Пеллио и Э.Шаванн, японцы Ватанабэ Тэссин и Ёсикава Коитиро. И конечно же там были и наши с вами соотечественники, например, экспедиция, возглавляемая одним из ведущих российских ученых-востоковедов того времени академиком Сергеем Федоровичем Ольденбургом (1863-1934).

Сергей Федорович негативно отзывался о работе европейских экспедиций, которые часто охотились за эффектными музейными экспонатами: «Это грабительство, очень ловкое, очень умное, но не научная работа, а грабительство». Сам же он придерживался принципа «не трогать на месте памятников, если им не угрожает непосредственное разрушение» .
Сергей Федорович негативно отзывался о работе европейских экспедиций, которые часто охотились за эффектными музейными экспонатами: «Это грабительство, очень ловкое, очень умное, но не научная работа, а грабительство». Сам же он придерживался принципа «не трогать на месте памятников, если им не угрожает непосредственное разрушение» .

Впервые полевые археологические работы под руководством китайского ученого прошли лишь в 1926 году на юге провинции Шаньси. Раскопки культуры Яншао тогда проводил молодой китайский ученый, получивший только за три года до этого докторскую степень в Гарварде.

«Отец китайской археологии» Ли Цзи (李濟, 1896 -1979), археолог, перешедший из антропологии.
«Отец китайской археологии» Ли Цзи (李濟, 1896 -1979), археолог, перешедший из антропологии.

Самым большим вкладом Ли Цзи было руководство раскопками руин в Аньяне с последующими исследованиями и публикацией этих материалов. Именно исследование этих материалов подтвердило правильность традиционной китайской историографии и существование цивилизации Инь-Шан (1554 - 1046 г.г. до н.э.). Тем самым Ли Цзи заложил научную основу для изучения древнекитайской истории, внеся свой ощутимый вклад в мировую археологию.

Раскопки в гробницах Иньсюй заслуженно занимают первое место среди 100 лучших археологических открытий ХХ века.
Раскопки в гробницах Иньсюй заслуженно занимают первое место среди 100 лучших археологических открытий ХХ века.

Но оставим в покое становление китайской археологии и вернемся к нашим любимым металлическим штукам! Многим из наших постоянных читателей знакомо название провинции Юньнань, знаменитой своим природным великолепием и... чаем #пуэр!

Провинция Юньнань завораживающее место не только благодаря своими живописными пейзажами, красочными этническими обычаями, но и малоизвестной и загадочной культурой, до сих пор отличающейся от народностей других регионов страны.
Провинция Юньнань завораживающее место не только благодаря своими живописными пейзажами, красочными этническими обычаями, но и малоизвестной и загадочной культурой, до сих пор отличающейся от народностей других регионов страны.

Когда-то в здешних краях, еще задолго до завоевания ханьцами, с середины V до начала I века до нашей эры существовало таинственное древнее царство Дянь. Благодаря свидетельству историка Сыма Цянь, мы знаем, что это государство располагалось в районе современного озера Дяньчи, далеко от Центральных равнин, и отличалось неудобным транспортным сообщением. Во многом поэтому с периода Сражающихся царств до начала династии Западная Хань правители Центральных равнин не уделяли особого внимания царству Дянь. Края эти называли «бесплодной землей» и «землей варваров», ибо населяла царство некитайская народность с одноименным названием дянь (滇 diān). До недавнего времени мало было известно о географическом положении, экономике и культуре этого древнего царства.

Благодаря этой карте не только наглядно показана удаленность провинции Юньнань, это самая юго-западная провинция КНР, граничащая на юге с Лаосом и Вьетнамом, на западе с Мьянмой, а на севере с Тибетом. Но так же хорошо видно, как Поднебесная в ожесточенных многовековых войнах разрослась с Центральных равнин до нынешних обширных границ, захватывая все, до чего смогла дотянуться. Некоторые исследователи считают: "Крайне удачен тот факт, что китайскую экспансию останавливали горы на западе, пески на севере, море на востоке и непроходимы джунгли на юге!" {Спойлер: джунгли - не останавливали. Владения тех же вьетов когда-то простирались аж до устья Янцзы, ну а что осталось - посмотрите на карту современного Вьетнама. Это к вопросу правдивости мифа, что Вьетнам никто никогда не мог завоевать. Как и Афганистан. Но об этом - позже!}
Благодаря этой карте не только наглядно показана удаленность провинции Юньнань, это самая юго-западная провинция КНР, граничащая на юге с Лаосом и Вьетнамом, на западе с Мьянмой, а на севере с Тибетом. Но так же хорошо видно, как Поднебесная в ожесточенных многовековых войнах разрослась с Центральных равнин до нынешних обширных границ, захватывая все, до чего смогла дотянуться. Некоторые исследователи считают: "Крайне удачен тот факт, что китайскую экспансию останавливали горы на западе, пески на севере, море на востоке и непроходимы джунгли на юге!" {Спойлер: джунгли - не останавливали. Владения тех же вьетов когда-то простирались аж до устья Янцзы, ну а что осталось - посмотрите на карту современного Вьетнама. Это к вопросу правдивости мифа, что Вьетнам никто никогда не мог завоевать. Как и Афганистан. Но об этом - позже!}

К счастью, развитие китайской археологии после пятидесятых годов ХХ века позволило наконец-то снять покров тайны с этой малоизвестной нам культуры. После почти 50 лет напряженной работы, более 10000 образцов бронзы той эпохи были обнаружены в провинции #Юньнань, позволяя нам сейчас восхищаться бронзовой культурой Дянь, его богатыми и красочными изобразительными формами, где видны сильные местные особенности и уникальный этнический стиль.

Образцы культуры Дянь теперь занимают особое место в китайской бронзовой культуре.
Образцы культуры Дянь теперь занимают особое место в китайской бронзовой культуре.

Важным культурным явлением в древние времена было поклонение войне, это было одинаково свойственно как династиям Центральной равнине, так и столь далекому от них царству Дянь. Поэтому неудивительно, что среди юньнаньской бронзы найдено большое количество оружия. Такое красочное оформление с яркими изображениями птиц и зверей редко можно увидеть на бронзовом оружии Центральных равнин, но в Юньнани было найдено очень много таких образцов.

Обратите внимание, что и сама форма клевца-гэ отличается от большинства образцов  Инь-Шан и последующих династий.
Обратите внимание, что и сама форма клевца-гэ отличается от большинства образцов Инь-Шан и последующих династий.

Оружие в династиях Инь-Шан и Чжоу было разделено по функциям, и мы уже говорили, что клевец-гэ был одним из самых распространенных типов бронзового оружия. В период до Империи Цинь он считался главным из пяти видов оружия на боевой колеснице. В летописи «Вёсны и осени господина Люя» сказано:

Клевец-гэ и обоюдоострый меч-цзянь являются драгоценностью.
戈剑为宝

Это показывает высокий статус этого оружия в глазах древних. Хотя клевцы продолжали применяться и в последующие годы династии Западная Хань, их количество значительно сократилось и использовалось обычно для почетного караула. Тем не менее, в древнем царстве Дянь того же периода клевцы широко использовались: только на раскопках Шичжайшань в Цзиньнине было обнаружено более полторы сотни образцов этого оружия.

Боевая часть гэ изначально представляла собой примерно плоскую линейную и слегка изогнутую фигуру, а затем превратилась в Т- образную форму, а период Вёсны и Осени и Сражающихся царств также использовали Y- образный клинок. Особенность оружия Дянь хорошо заметно в тех моделях, которые богаты национальными особенностями: двойные спиральные узоры на внутренней стороне, струнные узоры на боевой части и т.д. Древко обычно изготавливалось из бамбука, окрашенного различными узорами красного, черного и коричневого цветов. Древко также обертывали ротангом для увеличения прочности.
Боевая часть гэ изначально представляла собой примерно плоскую линейную и слегка изогнутую фигуру, а затем превратилась в Т- образную форму, а период Вёсны и Осени и Сражающихся царств также использовали Y- образный клинок. Особенность оружия Дянь хорошо заметно в тех моделях, которые богаты национальными особенностями: двойные спиральные узоры на внутренней стороне, струнные узоры на боевой части и т.д. Древко обычно изготавливалось из бамбука, окрашенного различными узорами красного, черного и коричневого цветов. Древко также обертывали ротангом для увеличения прочности.

В бою солдат сметал врага с помощью гэ, лезвие клевца цепляло супостата за шею, а затем солдат с силой тянул, чтобы перерезать горло противнику.

Этот клевец насажен на древко из лакированного дерева  длиной 85 см. Узоры на ручке необычайно насыщены и красочны. Все древко расписано узорами в виде лягушек, лепестков и пунктирными линиями.
Этот клевец насажен на древко из лакированного дерева длиной 85 см. Узоры на ручке необычайно насыщены и красочны. Все древко расписано узорами в виде лягушек, лепестков и пунктирными линиями.
Среди множества изысканно обработанных бронзовых изделий древнего Дяня наиболее своеобразной является бронзовый клевец в форме руки, изготовленный примерно в годы династии Западная Хань, размер клинка составляет 26,6 см. Его форма, сильная и мощная рука, держащая медный меч, объединяет в себе декоративные эффекты и практические функции, демонстрируя богатое воображение мастеров королевства Дянь.
Среди множества изысканно обработанных бронзовых изделий древнего Дяня наиболее своеобразной является бронзовый клевец в форме руки, изготовленный примерно в годы династии Западная Хань, размер клинка составляет 26,6 см. Его форма, сильная и мощная рука, держащая медный меч, объединяет в себе декоративные эффекты и практические функции, демонстрируя богатое воображение мастеров королевства Дянь.
Интересно, что в отличие от клевцов Центральных равнин Китая (как на этой картинке), в царстве Дянь много образцов, использующих цилиндрическую форму для крепления боевой части к древку, а не характерную для этого оружия "перфорацию" в торцевой части клинка.
Интересно, что в отличие от клевцов Центральных равнин Китая (как на этой картинке), в царстве Дянь много образцов, использующих цилиндрическую форму для крепления боевой части к древку, а не характерную для этого оружия "перфорацию" в торцевой части клинка.
Использование изображений животных на бронзовом оружии - это еще один уникальный феномен бронзовой культуры царства Дянь. Это комплексное искусство, объединяющее скульптуру, дизайн и литье.
Использование изображений животных на бронзовом оружии - это еще один уникальный феномен бронзовой культуры царства Дянь. Это комплексное искусство, объединяющее скульптуру, дизайн и литье.
Почему на оружии Дянь так много изображений животных? Это специфичное проявление поклонения силам природы в царстве Дянь. В то время уровень развития общества был таким, что сельское хозяйство не являлось основным образом жизни для жителей царства. Дикие животные были не только основным источником пищи и одежды людей, но и главной угрозой. Поэтому в оружии отражены чувства людей к животным, которые можно назвать одновременно поклонением и страхом.
Почему на оружии Дянь так много изображений животных? Это специфичное проявление поклонения силам природы в царстве Дянь. В то время уровень развития общества был таким, что сельское хозяйство не являлось основным образом жизни для жителей царства. Дикие животные были не только основным источником пищи и одежды людей, но и главной угрозой. Поэтому в оружии отражены чувства людей к животным, которые можно назвать одновременно поклонением и страхом.
Жители царства считали животных богами и поклонялись им, надеясь, что боги-животные смогут проявить сострадание и поддержку, помочь людям. В том числе и в бою. По мнению жителей древней Юньнани, нарисованные или вырезанные животные также имели души, как настоящие животные. Молиться таким изображениям - значит молиться реальным богам, поэтому на бронзовых изделиях той эпохи царства Дянь появляются различные изображения животных.
Жители царства считали животных богами и поклонялись им, надеясь, что боги-животные смогут проявить сострадание и поддержку, помочь людям. В том числе и в бою. По мнению жителей древней Юньнани, нарисованные или вырезанные животные также имели души, как настоящие животные. Молиться таким изображениям - значит молиться реальным богам, поэтому на бронзовых изделиях той эпохи царства Дянь появляются различные изображения животных.
На этом клевце изображена целая сцена борьбы из мира животных: обезьяна сражается со змеей, а тигр борется с медведем, и все стороны отчаянно пытаются выжить.
На этом клевце изображена целая сцена борьбы из мира животных: обезьяна сражается со змеей, а тигр борется с медведем, и все стороны отчаянно пытаются выжить.
На этом клевце леопард несет в пасти добытую крысу, здесь изображается охота и анти-охота, выживание и смерть.
На этом клевце леопард несет в пасти добытую крысу, здесь изображается охота и анти-охота, выживание и смерть.
Это оружие из бронзы сочетает плоскостной орнамент и трехмерное украшение, дополняя друг друга и превосходя использование только одной техники украшения, делая плоское и объемное идеальным сочетанием, тем самым формируя декоративные особенности юньнаньской бронзы.
Это оружие из бронзы сочетает плоскостной орнамент и трехмерное украшение, дополняя друг друга и превосходя использование только одной техники украшения, делая плоское и объемное идеальным сочетанием, тем самым формируя декоративные особенности юньнаньской бронзы.

Это оружие привлекает своими красивыми декоративными узорами и яркими изображениями животных. Хорошо заметно, что бронза царства Дянь и бронза Центральных равнин составляли резкий контраст.

Хотя оформление бронзы Инь-Шан и Чжоу также богатое, а технология литья порой более продвинутая, но используемые узоры и декоративные стили слишком серьезны и стилизованы, часто представляя собой загадочные изображения.
Хотя оформление бронзы Инь-Шан и Чжоу также богатое, а технология литья порой более продвинутая, но используемые узоры и декоративные стили слишком серьезны и стилизованы, часто представляя собой загадочные изображения.

Узоры и изображения животных на бронзовых изделиях народа Дянь явно более живые и натуралистичные. Они используют реалистичные методы представления, чтобы ярко показать животных и сцены из жизни, которые были тесно связаны с жизнью людей. Хотя это оружие и не спасло народ дянь от завоевания китайцами, кто бы не стал аплодировать таким ярким и изысканным произведениям искусства?

Далее мы продолжим рассказ об этом древнем оружии. А на сегодня пока все!

Дм. Моисеев, СПб - 2021