Сегодня хочу начать серию очень тяжелых для меня текстов. Помните, я обещала рассказать о трагических судьбах двух самочек переднеазиатских леопардов?
Сегодня Минприроды России официально объявили, что специалисты ведомства совместно с учеными Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН завершили расследование причин гибели двух леопардесс, выпущенных в Кавказском заповеднике с рамках программы возвращения леопарда на Кавказ.
Напомню, что я вообще много пишу в этом блоге про краснокнижных кошек. И, например, вот ЗДЕСЬ можно почитать, почему переднеазиатский леопард вообще попал в Красную книгу и исчез с российского Кавказа. А вот ЗДЕСЬ история несчастного леопарда Килли, замученного браконьерами.
Если вкратце, то сегодня эти великолепные кошки полностью исчезли с российского Кавказа, и мы пытаемся буквально по паре-тройке котят выращивать их в неволе, затем учить охотиться по специальной методике и выпускать на заповедных территориях Краснодарского края и Северной Осетии. Для этого построен целый специальный Центр реинтродукции. Каждый котенок проходит длительную (два года минимум) и очень сложную программу воспитания и обучения. От рождения до выпуска в дикую природу каждый котенок обходится государству и спонсорам, как сказал мне один эксперт, примерно в 3-4 миллиона рублей.
Но программа проходит очень тяжело и с потерями. Мы потеряли одного самца в капкане браконьеров, второй, выпущенный позже, возможно, попал под лавину.
Самка Виктория была поймана в селе за воровством кур и была отправлена в Центр реинтродукции, но через некоторое время ее попробовали снова выпустить в дикую природу, это было в декабре 2017 года. Решение оказалось трагической ошибкой, Виктория прожила на воле меньше месяца и погибла, пытаясь убить слишком крупную для себя дичь.
Малышка из последнего выпуска, Лаба, начала вольную жизнь в августе 2020 года, но уже в октябре того же года погибла. Исследуя найденное тело леопардессы, ученые поразились, насколько она исхудала.
Теперь ученые говорят, что обе самки переднеазиатского леопарда, выпущенные в Кавказском заповеднике – и Виктория, и Лаба, –фактически погибли от истощения.
К сожалению, за гибель редчайших кошек, по всей видимости, отвечает человек.
Некоторые ученые думают, что на леопардессах-девочках были слишком тяжелые ошейники, и они мешали им охотиться.
Другие считают, что леопардессы не смогли нормально конкурировать за кормовую базу с медведями и другими хищниками, поэтому не могли есть досыта. А это значит, что возможно, мы как-то неправильно их учили охотиться.
Ещё высказали и такое мнение, что обеих девочек выпустили в совсем не подходящее время для адаптации (наиболее благоприятный период для этого – апрель-май), они не успели накопить жир, и следовательно, им не хватило энергии. А она была им очень нужна: Виктории – чтобы приспособиться к низким температурам, а Лабе – чтобы впервые в жизни охотиться на дичь вне Центра реинтродукции.
Сегодня некоторые эксперты даже говорят о том, что программа провалилась, и ее надо просто свернуть. А вы как считаете, нужно ли продолжать попытки вернуть переднеазиатского леопарда на Кавказ?
Если вам понравился материал, вы можете показать это автору, перечислив ему небольшой подарок: