Педагоги хорошо знают ответ на этот вопрос, но при этом у каждого нового поколения учеников одни и те же проблемы: большинство не хотят, не любят и не умеют писать сочинения. Спросите любого ребёнка: «Что больше всего затрудняет?» - и он пожмёт плечами и не сможет сформулировать ответ.
Любой педагог ответит: «Да всё: не знают, как обдумать тему, как начать и как закончить текст, не умеют составить план и не понимают, зачем он нужен, не могут сформулировать мысли, выстроить логику изложения, привести убедительные аргументы».
На мой взгляд, во многом это происходит оттого, что детям вовремя, ещё в начальной школе, не объясняют простые вещи, которые помогают создать мотивацию, а именно:
1) что сочинение – это изложение в определённом порядке своих мыслей на определённую тему;
2) что сочинение – это не контрольная работа, а всего лишь упражнение, специальное обучающее упражнение, с помощью которого человек развивает свою связную письменную речь и одновременно учится грамотно писать, а упражняться в речи, так же как в спорте или танцах, нужно регулярно;
3) что письмо как вид речевой деятельности очень тесно связано с чтением: грамотный читатель, который умеет вычитывать из текста все уровни информации, лучше пишет, у него в текстах эти уровни информации есть;
4) что у сочинения будут читатели, и автору нужно им передать свои мысли, эмоции и своё отношение к тому, о чём он рассказывает, правильно и чётко всё это изложить; грамотный текст говорит об общей культуре автора и об уважительном отношении к читателю.
В этой битве за результат мы, к сожалению, пока проигрываем. А ведь именно задача взрослых помочь ребёнку научиться красиво и правильно говорить и писать на своём родном языке.
Что можно сделать?
Первый шаг – объяснить всё это (см. выше) и регулярно писать сочинения-миниатюры в 3 – 4 классах на уроках (занятиях) по русскому языку. Здесь может помочь рабочая тетрадь «Учимся писать сочинение» (автор Е.В.Бунеева, издательство «Баласс»).
Второй – чётко сформулировать, что нужно уметь, для того чтобы научиться писать сочинения. Основных, базовых умений несколько: анализировать тему, выделять в ней ключевые слова; формулировать главную мысль (замысел) своего сочинения; составлять план будущего текста, исходя из типа речи; писать по плану основную часть и заключение; писать вступление, которое им соответствует; проверять текст, находить и исправлять ошибки (в содержании, речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные); оценивать качество написанного текста.
Каждое из этих умений нужно развивать и отдельно, и в комплексе с другими, начиная с 4 класса, когда дети познакомятся с простыми и сложными предложениями, с однородными членами предложения и пунктуацией в этих конструкциях. А до 4 класса очень важно регулярно заниматься устным пересказом текста, писать свободные диктанты и изложения, а ещё забытые многими письма и открытки родственникам, друзьям.
За годы преподавательской и методической работы у меня сложилась собственная технология обучения сочинению, которая легла в основу учебного пособия. Универсальный алгоритм создания текста, который я предлагаю, актуален для всех возрастов.
И ещё одна важная, на мой взгляд, мысль. Написание сочинения в школе - это не самоцель и не просто подготовка к аттестации. Умение создавать текст и грамотно писать всегда может пригодиться, чтобы вести колонки, статусы в соцсетях, публиковать рецензии и т.д.
Каждый родитель и педагог знает, что заставить ребёнка написать сочинение не так-то просто, а в результате ученик шестого класса пишет в объёме 8 предложений, из которых 6 - простые! Очень это печально. Но ситуацию можно исправить, если мотивировать ребёнка, не привязывать занятия жёстко к конкретному дню и времени, чтобы было всем удобно, делать акцент не на ошибках, а на достоинствах работы.
Е.Бунеева, кандидат педагогических наук, автор учебников и учебных пособий.