Сестрорецкая линия, отходящая от Финляндского вокзала, выглядит сегодня как одна из обычных железнодорожных веток. Но пассажиры были бы удивлены, если бы узнали, что сто лет назад это была вполне самостоятельная железная дорога – Приморская, со своим отдельным вокзалом – тоже Приморским. Она испытала и период подъема, и времена, когда оказывалась на грани закрытия.
Сто лет назад Приморская железная дорога была как и сегодня уютной, почти игрушечной. Начиналась чугунка примерно в районе дома № 15 по Приморскому проспекту и шла вдоль северного побережья Финского залива до Сестрорецка, через места, пользовавшиеся популярностью в летнее время. Здесь снимали дачи, находились курортные учреждения.
В 1926 году Сестрорецкую ветку присоединили к Финляндскому вокзалу.
Отправимся по живописной ветке и почитаем названия станций и платформ за окном. Они о многом нам расскажут.
Ланская
Название этой станции сохраняет для нас память о том, что окрестные земли некогда принадлежали графам Ланским. Женой одного из представителей графского рода стала вдова Пушкина, Наталья Николаевна Гончарова.
Ланские любили свое загородное имение на окраине Петербурга. Но в 1869 году рядом с их землями проложили Финляндскую железную дорогу. Ланские, одержимые дачным бумом, продали свои владения под дачные поселки.
Старинный вокзал Ланской не очень хорошо виден из окна электрички. Но ему больше ста лет, а построил его маэстро стиля «национального романтизма» – Бруно Гранхольм.
Новая и Старая деревни
Парадокс, но название «Новая деревня» известно очень давно. Да и в России таких названий – десятки.
Новая деревня в Петербурге возникла уже вскоре после его основания. В этих местах образовалось поселение крепостных крестьян графа Бестужева-Рюмина, переселённых в Петербург с Украины для строительства дворца и парка на Каменном острове. Новой её стали называть по отношению к Старой Деревне, расположенной напротив Елагина острова.
Со временем в Новой Деревне и вокруг нее сложилось несколько имений состоятельных семей. Одно из них называлось забавно: «Кинь-грусть» и принадлежало жене действительного статского советника Александре Афанасьевне Дурасовой. Название позаимствовали от одноименного исторического района Киева. Предприимчивая хозяйка сдавала в аренду огороды, сенокосы и рыбную ловлю.
А станция Новая Деревня открылась в 1894 году. Одна ветка от нее шла в сторону Лахты, по ней мы и направляемся, а другая – в сторону Озерков. Эта ветка уже не действует.
Как раз здесь в районе Новой Деревни и находился Приморский вокзал, откуда начиналась железная дорога на Сестрорецк. Вокзал был небольшим, деревянным, но выполненный с изыском. Имелись обязательные тогда для вокзалов буфет, рестораны и ... садик.
Яхтенная
Яхтенная – самая молодая платформа на Сестрорецком направлении – Яхтенная. Открылась в 1998 году, то есть по историческим меркам – вчера. Своим появлением Яхтенная обязана активному жилому строительству, которое началось в 90-е годы и не прекращается в этих широтах до сих пор.
Еще 20-30 лет назад земля здесь была почти неосвоенная и относительно недорогие новостройки вблизи популярной курортной зоны раскупались как пирожки.
Первоначально платформа имела скромное название – 13-й километр. Но через год как и одна из местных улиц, получила название Яхтенная, что отражает спортивно-морскую тематику.
Лахта
Название Лахта, как и многие другие в этих местах, – финно-угорского происхождения и означает «залив» (lahti). Первые поселения здесь появились еще три тысячи лет назад. А в новгородском документе 1500 года упоминается село Лахта, в котором насчитывалось 10 дворов. Так что Лахта на 300 лет старше самого Санкт-Петербурга.
Петру I это место очень понравилось, и он устроил здесь свою усадьбу Ближние Дубки. Здесь же по легенде во время наводнения 1724 года царь спасал утопающих матросов, после чего сильно простудился, слег и умер. В память об этом в поселке установлен Храм-памятник во имя св. апостола Петра. В этих же местах добыт и «гром-камень» – основание для «Медного всадника».
Ольгино
Если село Лахта старше Петербурга, то Ольгино возникло относительно недавно и развивалось как дачный поселок. И Лахта, и Ольгино были вотчиной графов Стенбок-Ферморов. В 1905 году те решили разделить часть своих владений и выгодно продать их под дачи. На одном из таких участков и был обустроен дачный поселок Ольгино.
Название произошло от небесной покровительницы жены последнего владельца – графа Александра Стенбок-Фермора – Ольги Ножиковой. Та, кстати была не дворянского происхождения, но граф на ней женился вопреки мнению света. Настолько он был влюблен и к тому же богат.
Проект поселка Ольгино был по-своему образцовым. Малоэтажная застройка утопала в сосновом бору. Было запрещено всякое строительство промышленных и питейных заведений. В 1911 году здесь стали останавливаться составы Приморской железной дороги.
Лисий нос
Чтобы понять, откуда взялось название, достаточно посмотреть на берег Финского залива с высоты. В самом деле на гладкой береговой линии выделяется мыс, по форме похожий на нос хитрого зверя.
В новгородской писцовой книге Водской пятины 1500 года упоминается крупное, в 28 дворов, село «Лисичье в Корине носу». Петр I, как мы знаем, любил эти места, и в Лисьем носу он посадил дубовую рощу, которую назвал «Средние дубки». Ближние, как мы помним, были в Лахте, а вот Дальние дубки – нас ждут уже в Сестрорецке.
С открытием Приморской железной дороги, Лисий Нос пережил настоящий дачный бум. Тогда поселок и сформировался примерно в том виде, в котором мы застаем его сегодня. Земли эти тоже принадлежали богатому графскому роду Стенбок-Ферморов.
Как мы помним, свои владения они разделили на участки. Тот, на котором возник дачный поселок Лисий Нос, назывался Владимировка, в честь одного из представителей рода – графа Владимира Стенбок-Фермора. По имени его сына – Александра назвали поселок Александровский, который у нас впереди, а в честь невестки – жены Александра – Ольги поселок Ольгино, который у нас позади.
Горская
Название дачного поселка Горская происходит от прежнего названия финского поселения Равомяки. Да-да, мы не оговорились, просто Равомяки означает «Лисья гора». В самом деле в этих местах так называемый Литориновый уступ, берег древнего Литоринового моря, тянущийся вдоль всего побережья Финского залива, поднимается на самую большую высоту.
Платформа Горская, находится прямо под сложнейшей развязкой Кольцевой автодороги и Приморского шоссе. Отсюда уходит дорога на Кронштадт, которая входит в КАД. Поскольку именно здесь началось строительство КАД, то в районе Горской ввели 0-й километр кольцевой дороги.
Александровская
Поселок «Александровская» появился уже после открытия железной дороги, его план утвердили в 1904 году.
В Александровском сохранились частично исторические названия улиц. А именно 1-я, 2-я и так до 10-й линии, которые отходят перпендикулярно от железной дороги. А вот поперечные улицы были переименованы: Графская в Проспект Красных командиров, Граничная – в улицу Коробицына и т.д.
Разлив и Тарховка
Название местности «Разлив», у тех, кто воспитывался в советское время, стойко ассоциируется с эпизодом беспокойной жизни Владимира Ильича Ленина. Перед платформой Тарховка вправо уходит дорога, которая и сегодня официально называется «Дорога к Шалашу Ленина». Кстати, Тарковка вероятно происходит от финского tarkka – «точный». Ударение на первом слоге.
«Ленин в Разливе» стал практически библейским сюжетом. На эту тему написано с десяток живописных картин художниками: Серовым, Жуковым, Пластовым, Кукрыниксами, Кияниченко, Рыловым… Как естественное отторжение навязчивой темы, народное сознание породило немало шуток и анекдотов на эту же тему.
Сестрорецкий разлив возник как искусственный водоем. Петр I основал здесь оружейный завод, которому требовался обильный водозабор. Река Сестра оказалась с характером. Плотина в 18 и 19-м веке несколько раз прорывалась, а вот жарким летом 1934 года водоем полностью пересох. Плотину несколько раз модернизировали, и сегодня она исправно выполняет свои функции.
Удивительно, но искусственно созданный для промышленных нужд, Сестрорецкий разлив входит сегодня вместе с Историческим центром Санкт-Петербурга во Всемирное наследие Юнеско. А возникшее в разливе Сестрорецкое болото, представьте только, взято под охрану как памятник природы.
Сестрорецк
Сестрорецку, чье название объясняется вроде очень просто – он находится на реке Сестра. А вот почему река называется Сестра? Если мы предположим, что от русского слова, означающего родственную близость, то ошибёмся.
На самом деле название реки – финское, на языке наших соседей оно звучит как Сьестар-йоки, что значит… «черносмородиновая река». Новгородцы называли ее Сестрея, ну а потом оно трансформировалось в русское «Сестра».
После обретения Финляндией независимости в 1918 году ее чиновники, решившие порвать с российским прошлым, переименовали казавшееся русским название «Сестра» (хотя оно финское) и назвали несчастную реку Райа-йоки – «пограничная река». Однако вскоре знатоки финского языка указали на то, что как раз финское «райа» (rajalla), то есть «граница», происходит от русского «край». Реку оставили в покое и уже в 1940 году вернули ей историческое название, то есть Сьестар-йоки.
Курорт
За Сестрорецком начинается курортная зона с сосновыми лесами и великолепными песчаными пляжами. Именно Курорт спас Приморскую дорогу, оказавшуюся в начале 20-го века на грани банкротства, от закрытия.
Инициатором проекта Курорта стал Петр Александрович Авенариус, один из основателей Приморской дороги. В момент ее открытия поезда ходили только до Лахты, затем до Сестрорецка, но потока пассажиров-дачников хронически не хватало для достижения уровня рентабельности. Тогда Авенариус и догадался искусственно увеличить этот поток, построив за Сестрорецком курорт по лучшим европейским образцам. Родом он кстати был из чехов. А уж и чехи, и немцы знали толк в организации таких учреждений.
В итоге строительство Курорта и продление ветки к нему заняло всего два года. Летом 1900 года первый поезд отправился к благоустроенному санаторию который назывался просто: «Сестрорецкий курорт». Он действует и поныне.
Послушать эти и другие истории по пути в электричке вы можете с помощью бесплатного аудиогида "Экспресс в историю" для приложения izi.TRAVEL, который подготовила для пассажиров АО "Северо-западная пригородная пассажирская компания".
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL