Такси желтого цвета и аренда авто были изобретены одним очень предприимчивым человеком по фамилии Хертц. Одноименная компания «Hertz» – одна из крупнейших на франчайзинговом рынке и, пожалуй, самая известная среди всех сервисов проката авто. Хертцу принадлежит множество маркетинговых идей, которые сегодня используют даже в общепите.
Прежде чем основать всемирно известный сервис проката авто, сын эмигрантов Джон Хертц безуспешно пытался построить карьеру спортивного журналиста.
Когда стало понятно, что в этой профессии ему не состояться, Джон попробовал войти в бизнес по продаже автомобилей. Он еще не подозревал, какой масштабный успех ждет это начинание!
Дело было рискованное: американский авторынок начала XX века состоял в основном из дилеров-одиночек, вкладывающих в предприятия собственные средства. Конкуренция росла с каждым днем. Тогда Джон Хертц придумал принимать старый автомобиль клиента в счет оплаты новой машины, и так в мире появился trade-in.
Ход сработал: клиенты покупали машины у Хертца, с удовольствием пользуясь системой trade-in. Довольно скоро предприниматель собрал недорогой парк подержанных машин и превратил его в таксопарк , создав первую в США службу такси «Yellow Cab».
Да, именно Хертц – автор дерзкой идеи: сломать стереотип «похоронного автомобиля» (в 1915 году все такси были скучного черного цвета), перекрасив свои такси в жизнерадостный желтый. Идея разошлась по всему миру. «Yellow Cab» смотрелись вызывающе и очень заметно в темно-сером потоке автомобилей – Хертц знал, как обратить на себя внимание.
Как ни странно, уже в начале XX века в Штатах возникала проблема парковок: число автомобилей стремительно росло, парковочных мест не хватало, цена на них увеличивалась.
Тогда Хертц решил повернуть эту проблему выгодной для себя стороной: он построил рекламную кампанию с посылом «Теперь вы можете провести ведь день в движении». Клиенты оценили возможность экономить время и деньги, не ища парковочные места и не оплачивая стоянку личных авто.
Еще одна рекламная кампания в прессе вызвала настоящий бум на такси и сделала «Yellow Cab» массовым сервисом. Часто используемая теперь концепция «Доставим еду за 60 минут, либо заказ – бесплатный» принадлежит Джону Хертцу, который придумал подобный маркетинговый ход около 100 лет назад.
Его таксисты были обязаны приехать на вызов в течение 10 минут, иначе клиент получал поездку бесплатно.
Дела шли успешно, сервис «Yellow Cab» стал распространяться по всей Америке. Но в 1923 году Хертц продал компанию и переключился на предоставление услуг в сфере аренды автомобилей. И начал реализовывать принцип «автомобили всегда в движении» в бизнесе по прокату авто.
«Hertz Drive-Yourself Corporation» первая компания в Америке, которая ввела общенациональные стандарты ассортимента, цен и сервиса в сфере проката машин.
В любом городе, где бы ни оказался американец по делам своего бизнеса, его ждал прокат автомобилей со стандартными ценами и знакомым ассортиментом.
Но настоящим прорывом стала идея открыть станции аренды автомобилей во всех аэропортах США, а также сотрудничество с крупными авиакомпаниями.
Система «Fly and Drive» предполагала предоставление дополнительных скидок при покупке билета на самолет и аренды автомобиля у «Hertz». По данным аналитики 2020 года, именно пункты выдачи в аэропортах приносили 2/3 дохода компании.
Помимо всего прочего, значимым преимуществом стала возможность брать автомобиль в одном городе, а возвращать – в другом. Подобную опцию сегодня предоставляют все сервисы по прокату авто, но идея тоже принадлежит компании «Hertz».
Спустя 10 лет после открытия компании «Hertz» ее купил автомобильный гигант «General Motors». Джон Хертц остался в совете директоров, а через несколько лет выкупил в «GM» часть активов и сделал ее публичной. В 1954 компания вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу, в ее активе было 15000 грузовых и 13000 легковых автомобилей. В 1961 году Джон Хертц умер, оставив после себя одну из самых преуспевающих фирм в мире.
В США есть крылатая фраза: «Если в вашем городке нет проката «Hertz», то, вероятно, нет и McDonald's. А если так — возникает вопрос: в Америке ли находится эта ваша дыра?»
В начале 2020 года компания «Hertz» имела автопарк из 568 000 машин и 12 400 точек выдачи, включая франшизу. Франшиза предоставлялась в 241 стране мира. Но в последние годы на автомобильном рынке появились новые мощные игроки, и свежих идей Джона Хертца явно не хватает для победы над конкурентами.
С 2018 года «Hertz» начал нести убытки, а в первый квартал 2020 года компания потеряла 356 000 000 долларов, что закономерно: автомобили используются для туристических и деловых поездок. Мир «закрылся» на карантин, и спрос на услуги сократился почти до нуля. Весной 2020 компания объявила о банкротстве.
Сегодня она проходит реструктуризацию и продолжает работать, в том числе, продавая франшизы желающим работать под маркой с такой удивительной историей.