Абсолютно неизвестное для меня имя, а тем временем этот автор у нас печатался в самом начале 60-ых годах прошлого века в "Издательстве иностранной литературы". Бельгийский писатель писал о европейском буржуазном обществе начала двадцатого века, вытаскивая на поверхность всё то, что старательно прятали за манерами, этикетом и надлежащими положению традициями. Думаю, что именно за эти разоблачения лицемерности буржуа, за демонстрацию неприглядных сторон жизни людей этого круга, а также чересчур "гибкой" морали, советские издатели и обратили внимание на малоизвестного бельгийца.
Я откопала "Под сенью благодати" можно сказать случайно, когда искала книгу, действие которой происходит в Бельгии. Пролистывая подборку, обратила внимание на старую обложку. И это оказался очень интересный роман. Более того, это чистейшая классика в лучших традициях немецкой литературы начала столетия.
Это роман - настоящий образец европейской классической прозы начала двадцатого века, его можно смело ставить в один ряд с другими знаменитыми произведениями той эпохи, как, например, художественной прозой Германа Гессе. Неспешность повествования, но в то же время очень правильный ритм, который помогает погрузиться в атмосферу истории и не упустить нюансы описываемых конфликтов и всей сложности поднимаемых проблем. Это только с первого взгляд кажется, будто перед нами простой роман о первой неудачной любви, но за этими восторгами от нового и очень сильного чувства, скрывается больше. Не зря эта история помещена в декорации закрытой школы при монастыре, таким образом мы видим, насколько фигура главного персонажа выделяется.
Бруно порывист, предельно честен и, что частенько бывает с молодыми людьми его возраста, слишком категоричен. Тот самый возраст, когда для тебя не существует оттенков и полутонов, так как всё делится на черное и белое. Однако в своей любви к чужой жене он не видит ничего плохого. Это не чёрное, несмотря на то, что его наставники твердят ему об обратном. Нет, он же видит в своём чувстве лишь свет и мечтает о том дне, когда Сильвия уйдёт от мужа и соединиться с ним навсегда, чтобы жить долго и счастливо и умереть в один день. Он хочет сделать счастливым себя и её. Но за своими мечтами он не желает даже задуматься о других сторонах подобного скандала, ведь в то время репутация была не пустым звуком, а разрушить её было очень легко. Особенно репутацию женщины. Но Бруно не желает думать об этом. К тому же он своего рода бунтарь. Нельзя не признать, что Бруно достаточно смелый юноша, так как открыто заявить о том, что ты потерял веру, в то время и при том серьёзнейшем отношении к религии, нужно быть решительным. Или безрассудным. Подкупает в этом молодом человеке и то, что он не стал притворяться и лицемерить, что он отстаивает честность и даже отказывается причащаться, так как считает, что иначе он врёт не только себе и окружающим, но и Богу. Однако, ничто не мешает ему использовать Жоржа, брата мужа своей возлюбленной, для встреч с предметом своего обожания. Он намеренно сближается с ним, чтобы войти в семью. Его мораль позволяет спокойно использовать других, подстраивать события под себя, притворяться и лгать. На самом деле, всё это, и внешнее, и происходящее на душе, образуют серьёзный внутренний конфликт, существование которого Бруно не осознает, просто и по-юношески легко вписывая все свои чувства, мечты, сомнения, заблуждения, отношения в свою картину мира, которую он всегда может разукрасить по-своему. Реальность, однако, строится не на юношеских фантазиях. Бруно не видит в себе каких-то серьёзных перемен, кроме своих восторгов от свободы, обретенной отказом от веры и обязательств, накладываемых её на человека, и опьянения от любви, у которой на самом деле нет никаких перспектив. Он не видит, зато видят наставники.
Наставники. На этих фигурах нужно остановится отдельно. Даниель Жиллес использовал очень красивый приём, когда человека помещают между "ангелом" и "демоном". Вспоминается метафоричный образ, когда одном плече добрый дух, на другом - злой. Здесь в этих ролях выступают учителя юношей Грасьен и Грюндель, прозванный Циклопом. Грасьен очень любит Бруно, выделяет его за пытливый ум и отменные данные, но для самого юноши он так и не смог стать авторитетом, так как не обладает гибкостью, а взгляды его основаны на узости догм католицизма. Бруно понимает, что монах желает ему только самого лучшего, но не может принять навязываемого образа поведения. Циклоп - другое дело, это противоположность Грасьену. Это яркая, но порочная личность, которая любит "экспериментировать" над людьми, подталкивая их к определенным, отнюдь не праведным поступкам. Это настоящий искуситель, но и он выделяет Бруно и старается для мальчика, но тоже по-своему, с характерной циничностью и грубой откровенностью. Бруно перетягивают, как канат, но он всё равно предан своим мечам и своему чувству.
Не меньшее значение имеет и тот момент, что вся эта история случается в последний год обучения класса Бруно в школе "Сен-Мор", когда для молодых людей мир меняется и нужно выбирать жизненный путь. Так что тут всё символично. И конечно же это роман об обществе, об отношениях в нём, о том, что прививается молодому поколению, на каких примерах оно растёт и что именно в себя впитывает. Бруно, как ни странно, помогла любовь, в итоге он сумел остаться честным, искренним и настоящим. Пусть его любовь была обречена, но всё равно это было по-настоящему светлое чувство, когда думают о счастье своей возлюбленной и готовы на всё ради неё. Да, отношения Бруно и Сильвии были скандальны и аморальны с точки зрения общества, зато со стороны искренности и чистоты чувства, их любовь ярко сияет, как ценнейший алмаз на солнце. Это сильно заметно на контрасте со свадьбой сестры Бруно Габи и Жана-Луи, основанной не на чувствах, а на расчете и выгоде. Но, увы, общество диктует свои правила и нормы. Оно почти всегда побеждает. Не будет исключением и эта история.
В общем, не только ж интересных малоизвестных современников "раскапывать".) Есть и забытая, но достойная внимания, классика!