Найти тему
Стеклянная сказка

Почему и куда исчезла "жемчужная дорога" Южного Урала: её открывал сам Император, пропажу искало само КГБ

Фото автора
Фото автора

Помните рекламу шоколада Милка, ну ту самую, в которой посреди широких зелёных-презелёных альпийских лугов, будто игрушечный пыхтит мелкий паровозик. В ярких, словно игрушечных вагонах, катают туристов, которые говорливыми стайками мечутся от окна к окну, яростно щёлкая на фото горные вершины, колоритных пастухов, и бесконечные стада коров.

Швейцария гордится своими узкоколейными железными дорогами и уже давно сделала их мировой достопримечательностью, посмотреть на которую и, главное, покататься приезжает около 7 миллионов человек в год. Стоимость годового обслуживания этой железной дороги, протяжённостью около 14 километров, окупается всего лишь за 3 дня.

А что бы вы сказали, если узнали, что на Южном Урале, в непролазной тайге, посреди красивейших горных вершин Ямантау, Арвякрязь, Иремель и не менее зелёных альпийских лугов, есть своя собственная узкоколейная железная дорога.

Причём длинной не 14, не 114 и даже не 214, а целых 417 километров:

-2

Правда, она исчезла...

Ну, как исчезла, вот так она выглядит сейчас:

Фото автора
Фото автора

Туристы, перебегающие ручей недалеко от "элитного дачного посёлка" Шушпа удивляются:

- Ого, тут, наверное, раньше деревянный мостик был. Не пожалели кирпичей для людей!

Когда они узнают, что по этим небольшим быкам было натянуто железнодорожное полотно и ходили настоящие, пусть маленькие, но всё же, паровозики, у них отвисает челюсть!

-4

Дорога была построена в 1912 году для исправления самого большого недостатка южноуральских металлургических заводов. Дело в том, что заводы делали очень много металла, но увозили его в центральную Россиию или на лошадях или сплавляли по Белой. А это было возможно только в течение 1 месяца. Всё остальное время металл просто копился на складах.

Немцев, собственников предприятий, такая ситуация не устраивала. Поэтому было решено связать Белорецкие заводы с Транссибирской магистралью, то есть проложить делезную дорогу через 3 высочайших хребта Южного Урала вдоль подножия горы Иремель и довести её до города Катав-Ивановск.

-5

Силами российских рабочих и крестьян, наёмных китайских рабочих, немецких инженеров этот план был реализован в самые кратчайшие сроки. Интересно, что развдработы заняли больше времени, чем строительство самой дороги. Настолько было непросто найти даже не крачайший или безопасный, а реальный путь между хребтов.

Некоторые горы и скалы можно было, пусть сильно петляя, но всё же обойти, некоторые взрывали или вручную долбили кирками. Это был титанический труд.

-6

Дорога дала мощный стимул для развития всего региона, ведь при помощи привезённых из Германии мини-паровозиков, возили не только металл, уголь и торф. Активно развивалось пассажирское сообщение.

5 грузовых или 8 пассажирских вагончиков ходили по дороге каждые 2 часа, обеспечивая непрерывную связь между заводами и посёлками. Благодаря целой системе разъездов на БУЖД ходило 12 паровозиков в одну сторону и 12 паровозиков в другую, то есть целых 24 штуки. Со временем их начали заменять на тепловозы.

-7

О важности дороги говорит тот факт, что на её торжественном присоединении к транссибирской магистрали присутствовал один из членов императорской семьи. В своей речи по поводу открытия дороги, он назвал её жемчужиной Урала. Так это название и приклеилось к узкоколейке - жемчужная или, ласково, жемчужинка.

Местные же жители, любившие и ценившие железную дорогу не меньше императора, ласково называли её Кормилицей.

Не снизилось значение дороги и в советский период, до начала 70-х годов она исправно выполняла возложенные на неё задачи. А в военный период и перевыполняла, когда вместо 5 грузовых вагонов за паровоз цеплялось 14! По подсчётам одного из машинистов, за все годы её существования по дороге перевезли более 120 миллионов тонн грузов. И всё это по красивейшим местам, от которых та же Швейцария нервно курит и топчется в сторонке.

-8

Увы, в 70-х годах ХХ века магистраль, можно сказать, дорога жизни внезапно испарилась. Пропала, как будто её и не было. Дело дошло даже до абсурда, по жалобам местных жителей о пропаже дороги, "возбудилось" КГБ, был отправлен следователь, который узнавал у местных жителей, почему, куда, да как.

Следователь из КГБ тоже исчез... конечно нет, просто ему объяснили почему. Правда, более компетентные органы - ГРУ.

Всё дело в тайге, в тех самых красивейших местах, по которым шла узкоколейка. А проходила она непосредственно по территории Южноуральского государственного заповедника. В самой непосредственно близости от:

-9

Да, той самой горы, которую местные жители называют Плохая гора. Эта гора сыграла самую что ни на есть роковую роль в истории "жемчужинки". Сначала её отрезали от транссибирской магистрали, потом разобрали полотно до Тирляна, лишь бы подальше от заветной горы у подножия которой во всю шла суперсекретное строительство. Сами понимаете, ветка узкоколейки проходила всего лишь в 12 км от него.

Оставшееся полотно от Тирляна до Белорецка было демонтировано в 2005 году по решению собственника Белорецкого Меткомбината - компании Мечел. Без связи с "большой" дорогой ветка до Тирляна стала слишком дорогим удовольствием.

Так Южный Урал лишился настоящей жемчужины в своём богатом убранстве, которая могла бы дать даже не вторую, а третью и даже четвёртую жизнь этому району. Сделав его туристической меккой не только для наших туристов, но и зарубежных.

Увы, увы, увы...

-10