251. Ученик – это раб, который несёт свои учебные цепи за счёт учителя…
252. Это только бедные родители учащихся считают, что преподавателям говорить о деньгах неприлично…
253. Часто куда проще смириться с чем-нибудь в ученике, чем продолжать бороться с этим в нём…
254. Родители не верили в чудеса, но для своего ребёнка искали преподавателя-чудодея…
255. Если вы не всё понимаете в речи родителей учащегося, значит, вам они говорят не обо всём правдиво…
256. Лучше в классе говорить по фразе в неделю, которую ученики запомнят, чем каждый день повторять им то, что они сразу забудут…
257. Простейший перочинный ножичек в руках смышлёного ученика-проказника в школе, зачастую оказывается куда как эффективней иного преострого ланцета для очинки карандашей преподавателя…
258. Конечно, все родители учащихся имеют право быть услышанными педработниками школ, а также имеют право и отстаивать свои позиции и подкрепляющие их доводы… Но лучше им эти права – никогда в школе не использовать…
259. Не стоит шутить с родителями учащихся легкомысленно и безалаберно; эти шутки могут оказаться не только глупыми и бестактными, но и чреватыми…
260. Каждый преподаватель в школе, как правило, для себя считает ясными и понятными только те мысли родителей учащихся, которые по своей туманности и абстракции не превосходят его собственные…
261. Не умея и не зная о чём – никогда не начинайте общения с родителями учащихся, а то испортите всё их представление о хорошем в музыке и в себе…
262. Совершенно неприлично ни одному преподавателю в школе жить и работать только в расчёте на милосердие и подаяния родителей учащихся…
263. Любить учащихся – значит желать сделать их в своём классе счастливыми от общения с музыкой…
264. Наиболее доверчивы те родители, которые настроены на обучение своих детей самым серьёзным образом…
265. Некоторые педагогические требования преподавателей приходятся родителям учащихся не по сердцу потому, что выполнение их им не по плечу…
266. Частая смена преподавателей для ученика, как частая пересадка сада, которая не способствует его плодоношению…
267. Когда родительское зло маскируется под добро для преподавателя, оно делает это, обычно, как-то неискренне, фальшиво и спотыкаясь…
268. Ни одно музыкальное произведение, даже своевременно и с хорошей грамотностью сыгранное, не приносит столько пользы учащемуся, сколько её даёт ему множество попыток исполнения произведений, не вполне целиком, и не вполне совершенно играемых…
269. При общении с родителями в школе обычно выделяют три способа, существующих в практике: говорить им только необходимое, отвечать на их вопросы только доброжелательно и, наконец, – нагородить им много лишнего…
270. Мы пропали бы без учеников, если бы их не учили…
271. На первое занятие приходят все дети талантливыми. И только к третьему-пятому занятию выясняется, что некоторые из них – ещё талантливее…
272. Любимые ученики никогда не бывают отсутствующими в сознании хорошего преподавателя…
273. Наилучший наставник молодого дарования во время обучения – привычка начинать день с гамм и арпеджий…
274. Лучше ничем не заниматься с учеником в классе, чем заниматься с ним пустым делом в нём…
275. Удивительна, конечно, следующая школьная закономерность: как бы ни были обязаны нам родители учащихся, но если мы им откажем в чём-нибудь, они только и запоминают, что этот отказ. Их наши доводы мало привлекают…
276. Можно ответить на любой вопрос родителей, если отвечать им правильно…
277. Хорошо выученному произведению в исполнении учащегося – лишние звуки ни к чему…
278. Ученическая судьба лентяя в школе, обычно, лепит и мнёт его игру как ей заблагорассудится…
279. Ученику одновременно играть и глотать слёзы – нелегко…
280. Как хорошо, когда благодарность родителей учащихся основана на разуме...
281. Дорогие родители! Если вы желаете, чтобы ваши дети всё свободное время проводили дома и занимались бы музыкой, то постарайтесь, чтобы они ни в каких других местах не находили столько приятности, удовольствия, пользы и интереса…
282. Как найти очень хорошего ученика? Да если искать с музыкально-художественным пристрастием, то такого и не найти никогда!..
283. То, что мы сами делаем для родителей своих учащихся, того же надо ожидать и себе от них…
284. Детское исполнение музыки всегда интересно, но музыкально-художественное истолкование его бывает трудно…
285. Ученик, с самого первого дня своего пребывания в музыкальной школе погружён в музыкальную среду. Что из этого часто получается на выходе – мы все хорошо знаем…
286. Обучение детей в ДМШ – это способ удовлетворять безграничные музыкально-художественные потребности родителей при помощи весьма ограниченных творческих ресурсов их детей…
287. Любовь преподавателя к ученику с первой встречи понять нетрудно. Но как объяснить любовь преподавателей к детям вообще, когда десятками лет им приходится видеть одну и ту же серую массу музыкально плохо одарённых учащихся в школе?..
288. Среди учащихся значительно больше встречается преподавательских музыкально-художественных копий, чем самобытных оригиналов…
289. Почти все учащиеся ДМШ не знают и не понимают что такое учебно-образовательная необходимость – ни физически, ни логически, ни умственно, ни духовно, ни как... И всё потому, что «Мысль ребёнка эгоцентрична, то есть ребёнок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым окружающими, ни о том, чтобы стать на точку зрения другого.» Более того, надо иметь в виду: «Часто случается, что если опоздаешь дать ответ ребёнку, то он не ждёт его и сам отвечает.»[1] …
290. Часто приходится слышать: каждый ребёнок – одарён талантом, что совершенно бесспорно. Но сложность здесь для нас часто заключается в том, чтобы не помешать ему остаться талантливым и после выхода из детского возраста, т.е. после окончания ДМШ…
291. Как говорится: родительский вопрос, – это только обнаружение одной из их потребностей, а ответ преподавателя – это всегда педагогическая ответственность…
292. В школе ученику за «двойкой» далеко ходить не надо…
293. Кто из родителей учащихся поверит нам на слово?..
294. Интересно, сколько родителей не отдавало бы своих детей в музыкальную школу, если бы их видел там только один преподаватель?..
295. В музыкальной школе преподаватель, – бог в классе, но вот ученики его – почти все неверующие и атеисты…
296. В настоящее время, при известных равных условиях дарования, хорошее музыкальное образование могут получать только разумные и те, у кого в семье обилие денег…
297. Не задумывайтесь, в каких случаях можно выгонять учащихся из класса, а задумывайтесь о том – почему и действительно ли так надо поступать с ними?..
298. Ученики делятся на лодырей, которые не считают себя лентяями, и лентяев, которые не считают себя лодырями…
299. Только слабые разумом не пекутся о музыкальном образовании своего ребёнка, так как получающийся невежда на людях всегда выглядит много хуже гадкого утёнка среди лебедей…
300. Мудрый преподаватель предпочтёт ученика из любящей его семьи, даже если он не вполне склонен к музыке, чем одарённого, но из семьи с весьма сомнительной репутацией…
[1] Жан Вильям Фриц Пиаже́ (1896-1980) – швейцарский псих