Найти тему

Customer Journey Map (CJM): путешествие клиента к покупке

Оглавление

Из статьи вы узнаете:

  1. Что такое CJM
  2. Какие задачи решает карта клиентского пути
  3. Из чего состоит CJM

Что такое CJM

Customer Journey Map — одна из методик исследования потребительского поведения. Результат построения карты — визуальная демонстрация пути клиента из точки А (первое соприкосновение с брендом) до точки Б (покупка товара или услуги). Бизнес изучает клиентов, их опыт взаимодействия и повышает качество коммуникации и клиентского опыта на основе данных.

Карта клиентского пути — мощный инструмент, который помогает отследить реакцию клиента при соприкосновении с вашим продуктом. На ней отображены все точки касания, проблемные места, процессы взаимодействия и эмоциональная реакция клиента на каждом из этапов взаимодействия.

Важно определить и описать все точки соприкосновения клиента и продукта (услуги). Концентрация на таких точках оправдана: если на пути клиента встречаются неудачное взаимодействие, то о бренде остаётся негативное впечатление.

Кроме точек взаимодействия CJM показывает перемещение клиента между ними. Перемещение — важный момент в анализе CJM: если путь от точки к точке сложный и непонятный, то коммуникация прерывается. Лучший вариант — когда точки одновременно подталкивают и притягивают клиента. В таком случае клиент чувствует заботу, а бизнес зарабатывает.

Цели и задачи CJM

Основная цель CJM — повысить качество сервиса и улучшить клиентский опыт. При этом CJM решает сразу несколько важных задач:

1. Увеличение конверсии

Если вы изучите все точки контакта и все возможные пути клиента, а после проведёте работу над каждой, то до покупки дойдёт больше клиентов.

2. Повышение лояльности

Если вы нашли и проработали каждый барьер, то клиенту будет проще добраться до цели и его опыт будет позитивным. Это повышает вероятность повторной покупки или рекомендации бренда.

3. Создание эффективных процессов

Каждая точка — коммуникация клиента и бренда. При создании CJM вы описываете процессы и закрепляете ответственного. Работа по процессу помогает совершать меньше ошибок и упрощает работу ваших специалистов.

Из чего состоит CJM

Чтобы начать построение карты необходимо описать целевую аудиторию и продукт , для которого будет построена карта. Не стоит делать общую CJM для всех продуктов и смешивать их ЦА. Разные группы людей по-разному реагируют на одно и то же предложение.

Сразу после важно изучить текущую ситуацию : какой опыт взаимодействия с продуктом у текущих и прошлых покупателей. Чтобы получить достоверную информацию опросите отдел продаж, опросите клиентов, воспользуйтесь сервисами поисковых систем, исследуйте рынок. Эта информация поможет найти все точки контакты и понять на каком этапе у клиента возникают проблемы.

После необходимо определить все точки контакта . Точки контакта — все соприкосновения клиента с компанией: телефонный звонок, сайт, мессенджер, встреча в офисе, стенд на мероприятии, реклама у блогера и так далее. Важно найти и описать все точки контакта, которые применимы для вашего бизнеса. Точки контакта — начало пути в CJM.

Далее определите стадии , которые проходит клиент от первого соприкосновения с брендом до покупки. Такие стадии не бывают стандартными для каждого бизнеса, но для наглядности собрали самые универсальные:

  1. Узнал о продукте
  2. Изучил доступные материалы: сайт, социальные сети
  3. Выбрал компанию
  4. Связался/оставил заявку/посетил офлайн-точку
  5. Покупка/подписание договора
  6. Получение товара/услуги
  7. Поддержка коммуникации после продажи

У каждого бизнеса свои стадии, своя ЦА и свои продукты. CJM не получится скачать в интернете или подсмотреть у лидеров рынка. Изучите ваш бизнес и определите стадии самостоятельно или воспользуйтесь IT-решениями, которые умеют собирать и анализировать такие данные.

После изучения взгляните на каждый этап глазами своего потенциального клиента . Обычно при планировании или создании внутренних процессов бизнес ориентируется на себя.  CJM — часть клиентского сервиса, где клиент занимает 1 место.

Чтобы оценить этапы и точки со стороны пользователя достаточно ответить на несколько вопросов от его лица:

  • Какая у меня цель?
  • Какие у меня ожидания?

Ответы на эти вопросы помогут понять ожидания клиента, барьеры на пути и слабые места вашей карты.

Следом найдите барьеры и способы их преодоления . Каждый этап содержит в себе барьеры, которые мешают пользователю продолжить путешествие к покупке. Например, никто не берёт трубку при звонке в офис или мобильная версия сайта перестала работать, а большинство клиентов заходят на сайт именно с них. Чтобы находить барьеры снова поставьте себя на место клиента, и пройдите путь за него. Это работает по принципу тайного покупателя.

Барьеры — часть CJM , которая встречается в любом бизнесе. Важно научится их определять и исправлять. Взяться за все барьеры разом — тяжело и дорого. После определения всех барьеров выделите самые критичные и исправьте, после планомерно избавляйтесь от остальных.

В статье мы рассказали о мощном инструменте клиентского сервиса — CJM. Если вы хотите научиться понимать ваших клиентов и выстраивать с ними взаимовыгодные долгосрочные отношения, напишите или позвоните нам. Наши эксперты узнают о ваших маркетинговых задачах, проведут консультацию и подберут оптимальное решение для вашего бизнеса.