Дословный перевод термина «Центральная Азия» пришел в русский язык с английского. Еще недавно этот регион называли «Средней Азией». В него входили советские республики Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и южная часть Казахстана.
В 1992 году на саммите этих уже независимых государств, президент Казахстана предложил изменить название региона в соответствие с международным политическим лексиконом. Нурсултану Назарбаеву очень хотелось стать частью мирового сообщества. Все участники саммита согласились, и регион Средний Азии превратился в Центральный.
Со временем и российские СМИ стали его так называть. На самом деле термин этот скорее географический. Он включает территорию южной части Сибири, Афганистан, западные районы Китая и Монголию.
Когда-то этот край был завоеван Российской империей в ходе военных походов армий Черняева и Скобелева и регулярно освещался в государственных сводках. Контакты с его населением шли в торговой области и по военной линии. Тем не менее, Средняя Азия была для русских людей чужой и далекой восточной экзотикой, типа Персии или Индии. Ее обитателей, невзирая на национальность, называли «бухарцами». Было там в те времена такое государство – Бухарский эмират.
Во второй половине XIX века Средняя Азия со своим феодальным и родоплеменным строем была для России похожей на европейские заморские колонии. В отличие от них она располагалась не за морями, а относительно рядом, гораздо ближе той же Камчатки. После того как в начале XX -го столетия проложили Среднеазиатскую железную дорогу, регион этот должен был развиваться и стать неотрывной частью Российской империи.
Земли эти были крайне отсталыми. Центральные власти насаждали здесь жесткое военно-административное управление, сохранив прежний социально-экономический и культурный уклад. Царским чиновникам не хватило сил и времени окультурить этот регион. Грянула революция с гражданской войной. Большевикам пришлось завоевывать Среднюю Азию повторно, забрав власть у местных феодалов, националистов и поддерживающих их белогвардейцев.
Результатом советизации Средней Азии стало появление здесь оросительных систем, избавившим население от засухи и голода, современной промышленности и ликвидации поголовной неграмотности. В каждой республике появилась своя интеллигенция. Вместе с тем, в результате насилия над природой и гипертрофированного развития хлопководства практически исчезло Аральское море, обмелели главные водные артерии региона – реки Сырдарья и Амударья.
Для многих переселенцев из России Средняя Азия стала второй родиной. Они работали на тех же предприятиях, что и местное население. Их дети учились в тех же школах и вузах. Если в раннюю советскую эпоху русские воспринимались здесь с уважением, то на ее закате появилась некая отчужденность. По мере формирования национального самосознания усилилось стремление к самостоятельности, подкрепленное неприязнью к чужакам-переселенцам. Все чаще стал звучать лозунг «чемодан, вокзал, отъезд».
Да и у самих переселенцев, сохранившиеся здесь остатки феодально-байского уклада воспринимались как нечто неприемлемое. Они стали потихоньку собирать вещи и уезжать. Первыми на историческую родину поехали немцы, евреи и греки, которые покинули не только Среднюю Азию, но и Советский Союз.
Распад СССР застал местных политиков врасплох. Республиканская номенклатура не хотела выхода из Союза. Ей было достаточно расширившейся автономии, а будучи независимой, она лишалась российских ресурсов и оставалась наедине с экономическими и социальными проблемами региона. Однако Москва хотела сохранить союз славянских народов и мнение среднеазиатских республик и 10 миллионов проживающих там русскоязычных ее не интересовало. Когда Украина высказалась за свою независимость, за ней потянулись и республики Средней Азии.
Так в 1990-е годы Средняя Азия снова стала для России заграницей. Правда, теперь ее жители сами пришли к нам сотнями тысяч трудовых мигрантов. Не найдя работу на родине, они ищут ее на чужбине.