Всем привет!
В Советском Союзе исправно выпускались троллейбусы, но все же и их не хватало для всех городов огромной страны. Поэтому иногда в страну Советов поставлялся электрический колесный транспорт из Чехословакии, носивший обозначение Skoda -9 TR . О нем-то я сегодня и хочу рассказать.
Наш герой выпускался с 1961 по 1982 г. и считается одним из самых массовых в мире моделей троллейбуса. Его конструкция впитала в себя множество новых идей, от более современного электрооборудования до улучшенного освещения салона.
Главной же новинкой стал электромотор мощностью 115 кВт, позволявший перевозить 100 пассажиров со стандартной скоростью 60 км/ч.
Салон троллейбуса имел 37 сидячих мест:
Водительское место выглядит просто, но аккуратно. Правда, минусом было отсутствие гидроусилителя руля.
Машину очень быстро оценили на родине в Чехословакии, и она хорошо пошла на экспорт, причем не только в страны соцлагеря. Троллейбусы работали в Норвегии, Афганистане, и даже существовала версия для левостороннего движения, отправлявшаяся в Индию.
В СССР же эти машины появились в 1962 г., и в первую очередь отправлялись в Крым, на самую длинную троллейбусную линию мира. Они выглядели гораздо современнее советского МТБ-82, и оказались приспособленными к неровному рельефу полуострова. Там же они сохранились даже в 2000х гг., но об этом позже.
Потом эти троллейбусы стали поступать в города Украинской ССР, а также на Кавказ и в Прибалтику.
В нашу страну отправлялись почти исключительно модификации с двумя дверями, в то время как в Восточной Европе получили распространение трехдверные машины:
Существовали также специальные машины для техобслуживания на базе этой модели:
Но интересно то, что в Киеве был создан автопоезд на базе чехословацкого гостя. Эти машины стали эксплуатироваться в том же городе, но этим их распространение не ограничивалось.
К концу периода производства было выпущено более 7000 Skoda -9 TR всех модификаций, и большинство из них осело на просторах Советского Союза. Правда, уже с 1983 г. они стали постепенно выводиться из эксплуатации. В Киеве последний троллейбус этой модели покинул улицы в 1996 г., но в других городах ввиду тяжелых экономических условий они продолжали исправно перевозить пассажиров.
Еще долго продержались эти машины в Крыму: лишь после 2014 г. их стали быстро заменять на новые отечественные троллейбусы.
Но дольше всего эти машины работали в украинском городе Ровно:
Время берет свое, и сегодня эти машины на маршрутах уже не встретить. Зато опять-таки в Крыму, на Ангарском перевале, стоит памятник этому троллейбусу:
Недавно этой машине поставили памятник и в Москве, хотя чехословацкие троллейбусы там не бывали:
Как бы то ни было, Skoda -9 TR стал настоящим другом для многих советских граждан, прошел проверку временем и славно проработал больше чем полвека. А вышеуказанные памятники еще долго не допустят забвения этой легендарной машины.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!