Найти в Дзене

Чехословацкий троллейбус в СССР

Всем привет!

В Советском Союзе исправно выпускались троллейбусы, но все же и их не хватало для всех городов огромной страны. Поэтому иногда в страну Советов поставлялся электрический колесный транспорт из Чехословакии, носивший обозначение Skoda -9 TR . О нем-то я сегодня и хочу рассказать.

Источник фото: ttransport.ru
Источник фото: ttransport.ru

Наш герой выпускался с 1961 по 1982 г. и считается одним из самых массовых в мире моделей троллейбуса. Его конструкция впитала в себя множество новых идей, от более современного электрооборудования до улучшенного освещения салона.

Главной же новинкой стал электромотор мощностью 115 кВт, позволявший перевозить 100 пассажиров со стандартной скоростью 60 км/ч.

Салон троллейбуса имел 37 сидячих мест:

Салон Skoda-9TR. Источник фото: draw.razfill.ru
Салон Skoda-9TR. Источник фото: draw.razfill.ru

Водительское место выглядит просто, но аккуратно. Правда, минусом было отсутствие гидроусилителя руля.

Водительское место Skoda-9TR. Источник фото: eltroll.ru
Водительское место Skoda-9TR. Источник фото: eltroll.ru

Машину очень быстро оценили на родине в Чехословакии, и она хорошо пошла на экспорт, причем не только в страны соцлагеря. Троллейбусы работали в Норвегии, Афганистане, и даже существовала версия для левостороннего движения, отправлявшаяся в Индию.

В СССР же эти машины появились в 1962 г., и в первую очередь отправлялись в Крым, на самую длинную троллейбусную линию мира. Они выглядели гораздо современнее советского МТБ-82, и оказались приспособленными к неровному рельефу полуострова. Там же они сохранились даже в 2000х гг., но об этом позже.

Потом эти троллейбусы стали поступать в города Украинской ССР, а также на Кавказ и в Прибалтику.

Встреча двух Skoda-9TR в Риге. Источник фото: transphoto.org
Встреча двух Skoda-9TR в Риге. Источник фото: transphoto.org

В нашу страну отправлялись почти исключительно модификации с двумя дверями, в то время как в Восточной Европе получили распространение трехдверные машины:

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Существовали также специальные машины для техобслуживания на базе этой модели:

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Но интересно то, что в Киеве был создан автопоезд на базе чехословацкого гостя. Эти машины стали эксплуатироваться в том же городе, но этим их распространение не ограничивалось.

Автопоезд из Skoda-9TR в Киеве. Источник фото: transphoto.org
Автопоезд из Skoda-9TR в Киеве. Источник фото: transphoto.org

К концу периода производства было выпущено более 7000 Skoda -9 TR всех модификаций, и большинство из них осело на просторах Советского Союза. Правда, уже с 1983 г. они стали постепенно выводиться из эксплуатации. В Киеве последний троллейбус этой модели покинул улицы в 1996 г., но в других городах ввиду тяжелых экономических условий они продолжали исправно перевозить пассажиров.

Еще долго продержались эти машины в Крыму: лишь после 2014 г. их стали быстро заменять на новые отечественные троллейбусы.

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Но дольше всего эти машины работали в украинском городе Ровно:

Skoda-9TR на маршруте в Ровно. Источник фото: transphoto.org
Skoda-9TR на маршруте в Ровно. Источник фото: transphoto.org

Время берет свое, и сегодня эти машины на маршрутах уже не встретить. Зато опять-таки в Крыму, на Ангарском перевале, стоит памятник этому троллейбусу:

Памятник крымскому троллейбусу на Ангарском перевале. Источник фото: ttransport.ru
Памятник крымскому троллейбусу на Ангарском перевале. Источник фото: ttransport.ru

Недавно этой машине поставили памятник и в Москве, хотя чехословацкие троллейбусы там не бывали:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Как бы то ни было, Skoda -9 TR стал настоящим другом для многих советских граждан, прошел проверку временем и славно проработал больше чем полвека. А вышеуказанные памятники еще долго не допустят забвения этой легендарной машины.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!