Если с самого начала не объяснить, что такое упражнения по русскому языку и зачем они нужны, как читать задание, как его выполнять и как себя проверить, ученик будет постоянно что-то делать не так.
Учителя и родители хорошо знают, что дети невнимательно читают задание или просто сразу начинают списывать упражнение, или выполняют задание неверно, или только частично и т.д. А ведь умение прочитать и понять задание нужно на каждом уроке по любому предмету, не говоря уже о контрольных работах.
Как учить ребёнка читать задание и правильно выполнять задание?
Покажу на примере упражнения по русскому языку:
Прочитай. Объясни, почему одни и те же слова написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы. Составь и запиши сочетания слов.
Пушок, пушок (белый, кот); петрушка, Петрушка (зелёная, попугай); рыжик, Рыжик (грибок, собака).
КАК ПРОЧИТАТЬ ЗАДАНИЕ
1. Читай по предложениям. В каждом предложении найди и подчеркни глаголы (слова, которые называют действия). Сколько всего действий? Их _________.
2.Расскажи: мне нужно сначала прочитать, затем объяснить… и т.д.
3. Что именно нужно объяснить? Подчеркни в тексте задания.
4. Что нужно составить? Подчеркни.
5. А что записать? Обведи.
Прокомментирую этот алгоритм.
1. Читая по предложениям и выделяя глаголы, ребёнок по сути выделяет ключевые слова-действия и определяет, сколько действий он должен совершить. В данном случае их 4: прочитать, объяснить, составить и записать.
2. Далее он вслух рассказывает о своих будущих действиях: мне нужно сначала прочитать слова, потом объяснить и т.д.
3. Далее уточняет, что именно надо объяснить, составить и пр., подчёркивая ключевые слова в тексте задания.
Теперь показываем, как выполнять задание, в какой последовательности и как проверить себя.
КАК ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЕ
1.Прочитаем слова первой группы. Обрати внимание: одно и то же слово написано и с большой, и с маленькой буквы.
2.Посмотри на слова в скобках. Там есть слово «кот». Какое слово – кличка кота? (Пушок). Как написана кличка? (С большой буквы). А какое слово обозначает кусочек пуха? (Слово «пушок»).
3.Запиши эти сочетания слов: белый пушок, кот Пушок, …
Продолжай самостоятельно.
4.Проверь, всё ли задание выполнено. Ещё раз перечитай глаголы, которые ты подчеркнул. Спроси себя и дай ответы:
Прочитал(а)?
Объяснил(а)? Закончи предложение: Слова, которые обозначают клички животных, написаны с _________________ буквы.
Составил(а) сочетания слов? Нужно было составить 6. А сколько у тебя? Посчитай.
Записал(а) их? Проверь, все ли клички животных написаны с большой буквы.
Опыт показывает, что если ученику (чем раньше, тем лучше!) предложить такой алгоритм, приучить к нему, то он довольно быстро понимает суть и логику своих действий и выполняет упражнения правильно.
Екатерина Бунеева, кандидат педагогических наук, автор учебников и учебных пособий.