Найти в Дзене

Командировка на уборку сахарной свеклы

Уборка сахарной свеклы в Голландии... Всё чинно-благородно... из личных фото
Уборка сахарной свеклы в Голландии... Всё чинно-благородно... из личных фото

Впервые я попал на уборку сахарной свеклы (свекла на украинской мове - буряк) в далеком 82-ом... В те годы практически все АТП Союза, за исключением наверное Совтрансавто и специализированных гаражей, принимали самое активное участие в сельхозработах. В колхозах и совхозах техники не хватало, особенно большой грузоподъёмности, поэтому на уборку привлекались и грузовики городские и даже военные. Начинались командировки с уборки раннего силоса, затем зерновые и на ,,десерт,, - уборка сахарной свеклы, которая могла затянуться, из-за плохих погодных условий, на несколько месяцев. На Украине вывоз буряка начинался с началом осени, поэтому к сентябрю мы уже готовили технику, наращивали и укрепляли борта. На ,,буряке,, ( так мы называли эту командировку) нам платили 75% от среднего заработка за последние три месяца, в виде командировочных, поэтому все старались летом заработать побольше, чтобы не жалеть потом за бесцельно пропитые прожитые месяцы... Молодёжь неженатая рвалась на ,,буряк,, ( для краткости буду так именовать эту командировку, тем более, что все мы - и шофера и руководство, так её тогда и называли) чтобы нагуляться до не хочу, а женатики, чтобы расслабиться вдали от жен, детей и тёщ, да и подзаработать. Старички, те которым за 45, не имели большого желания ехать, поэтому придумывали массу отговорок и оправданий, чтобы остаться и ехали только добровольно-принудительно, буквально под угрозой увольнения.

У весовой сахзавода     Все фото из открытых источников
У весовой сахзавода Все фото из открытых источников

В конце 80-ых, когда начались проблемы с бензином, мы, КАМАЗисты, таскали ЗИЛы на ,,буряк,, и обратно на жесткой сцепке, загрузив их прицепы себе в кузов, а свой прицепив за них. Так мы экономили литров по 600 бензина, который затем обменивали на жидкую валюту...

В тот раз мы с корешем, получив путевки и выехав из ворот АТП, тоже зацепили его ЗИЛ на ,,галстук,, , перед этим загрузив его прицеп в мой кузов, а мой зацепив за его машиной. И таким автопоездом, не совсем соответствующим по длине ПДД, тронулись в путь. Договаривались, что разделим дорогу пополам, но мой хитропопый напарник, пока я осматривал машинку и крепил прицеп, успел лизнуть НЗ из ,,общака,, и сидел с довольной рожей, нахально ухмыляясь... ,,Завтра буду весь день рулить и обратно сам поеду, зуб даю,, - заверил меня... Прелестно!... Я тебе это припомню...
Ну что ж?! Погнали наши городских... По дороге проблем не было, не считая двух остановок на постах ГАИ и отданных им за это двух канистр с бензином.

Сплав свеклы
Сплав свеклы

Выехали вечером, особо не торопились, да и дороги в то время на Украине, как впрочем и сейчас, были в ужасном состоянии, поэтому прибыли на пункт сбора - сахзавод в Винницкой области - на следующий день тоже под вечер.

На кагатном поле (кагат - бурт укр.) уже стояли наши, жарился шашлык и звучала гармошка . На импровизированной сцене - кузове ЗИЛа с открытыми бортами - уже отплясывали толи гопака, толи танец маленьких лебедей, наши ,,танцоры диско,, с местными артистами ,,больших и малых театров,, ... Вечер обещал быть томным... Перед весовой, а заехать на завод можно было только через неё, отцепляемся - не вписаться в поворот таким длинным автопоездом. Отцепляя ,,галстук,, невольно подслушал разговор двух бабулек, прогонявших мимо нас коров. ,,Ганю, що там таке видбуваеться?,, ,, Тю... Ты чи нэ бачишь?! Крымчаки понаихалы... Таки вэсэли та гарни хлопци... Може ще й молодшу доньку до чорного моря увэзуть...,, Улыбаясь, еду первый, забыв, что мой кореш закрепил стрелу своего прицепа задрав вверх, а для надежности еще и привязав к ней запаску, лежащую в кузове прицепа... Грохот падающего дышла и вылетающая в свете фонаря огромная запаска, просвистевшая возле кабины его ЗИЛа - незабываемое зрелище ... Из весовой выбегает перепуганная весовщица... На наше счастье весовая, видимо ранее уже не раз атакованная грузовиками, была по бокам укреплена рельсами и приваренным сверху на них добротным швеллером, который выдержал удар, слегка погнувшись.

Весовые сахзавода
Весовые сахзавода

На следующий день, когда все машинки собрались на сахзаводе, распределяют нас по колхозам. Мы с корешем и еще двое шоферов попадаем в п.г.т Ладыжин. Заселяемся в общежитие местного сельхозтехникума, в двухкомнатную малосемейку, а через стену от нас молодожены-преподаватели... Грузовики - два ЗИЛа и два КАМАЗа, ставим недалече, на стоянке технаря. Продаем бензин, сэкономленный буксировкой, а несколько канистр меняем на ,,бурячиху,, - местный самогон из сах.свеклы. После работы, а заканчиваем часов в 9-10, занимаемся дегустацией, благо ужин (он же и закусь) из столовки техникума, нам оставляют на вахте в термосе. Гудим, как трансформаторы, отмечая окончание рабочего дня, пока не приходит бабушка с вахты и не просит нас вести себя потише - вся пятиэтажка, мол, не может заснуть... Утром наш Сашка-юморист будит всех дикими воплями ,,Галя, неси бумагу,, ... ,,Что ты орешь балбес? Дай поспать,, - кидаю в него ботинок... Оказывается, эту фразу Сашка услыхал, сидя в ,,позе орла,, , от нашего соседа-молодожена, через тонкую межстенную перегородку и долгие два месяца командировки доставал ею по утрам и нас, и наших несчастных соседей, которые выходили из своей квартиры только после нашего ухода. Так мы их ни разу за два месяца и не встретили.

Возили мы буряк (сах. свеклу) с полей техникума на сах.завод на расстояние 45-55 км. Тоннокилометры были порядочные и заработок тоже. Еще за каждый тоннокилометр нам начислялось по 6 грамм сахара, за полцены - т.е. по 38 коп. Еще в конце уборки директор совхоза-техникума давал нам по дешевке и мёд, и картоху и гусей с утками... Вообщем в те годы командировки на ,,буряк,, были очень прибыльными и высокооплачиваемыми. К тому же некоторые наши холостяки находили среди местных девчат( очень гарные девчата на Украине) свою половинку и привозили домой не только уток с гусаками, но и своё счастье)))... На полях нашего совхоза работали, в основном, девчата из техникума, в отличии от других колхозов, где были одни только бабки пенсионерки. Естественно знакомились и после работы на грузовиках, как на своих собственных, рассекали с ними по лесам и весям...
Как то представилась мне возможность отомстить своему корешу... Смеркается... Рабочий день закончен... Стоим на краю поля и ждем друзей собутыльников... На удлиненном бампере моего КАМАЗа разложена закусь и уже налито... В кузове ГАЗона уезжают с поля девчата... В темноте слышны их звонкие голоса - как всегда поют, хоть и намаялись за день... Замечаю вдали огонек сигареты - это мой корешок ,,откладывает личинку,, на краю поля, возле лесополосы ... Дождавшись, когда ГАЗон с девчатами подъедет к нему поближе, включаю дальний свет... Картина маслом!... Ярко белая, в свете фар, задница скрывается в редком березняке... Девчата хохочут так, что не слышно газоновского движка... Йес!... Месть моя жестокая и неотвратимая... Правда тоже пришлось побегать по полю, уворачиваясь от летящих в лоб бурячин, пока не раскурили с корешем трубку мира и не прикончили бутылку раздора.

КАМАЗ на подъемнике БУМа (бурто укладывающей машины)
КАМАЗ на подъемнике БУМа (бурто укладывающей машины)

В 92-ом мы были последний раз на ,,буряке,, ... Страна стремительно разваливалась, бензина не было от слова совсем и ЗИЛы все были поставлены на консервацию. Ребята с них разбежались кто куда... Дизелям еще находили работу, но совсем немного и практически бесплатно. На обочинах самостийной Украины всё больше появлялось пустых канистр, рядом с которыми стояли бутылки с водкой на обмен или на бартер - модное в то время словечко. Доходило до 8 -10 бутылок за канистру... Колхозы тоже дышали на ладан. Свекла была дохлая и заросшая сорняками... Избранная не знамо кем Верховная Рада потихоньку продвигала в народ бандеровские символы - флаг, герб и гимн, насаждая их как истинные украинские символы свободы и независимости. Трезубцы в Крыму не приняли однозначно!... Этот бандеровский герб, только своим видом вызывал отвращение и тошноту. Но на западной части страны эти вилы рисовали везде, где только можно, и даже делали тату...

Разгрузка длинномеров
Разгрузка длинномеров

На сах.заводе небольшого поселка, куда мы возили буряк, был один 18-ти летний паренек с нарисованным трезубцем на желтом, светоотражающем жилете. Паренек был неплохой, еще не угробленный нациками, добрый и наивный. На мой вопрос ,,А на фуя?,, - так и не сумел дать ответ, только проблеял что то о воле и незалежности. Мы с ним неплохо ладили, хоть он и был самым простым работягой на заводе - подбирал вилами свеклу у буртов. Как то, когда я уже выгрузил машину и затянул на БУМ прицеп, попросил привезти ему пару тонн буряка для коровы. Ладно, говорю, только проеду ли я к тебе с прицепом? Машины ездят, отвечает... Оставляю пару-тройку тонн и везу ему домой. А у него на улице(такого не видел никогда и ни где за все 40 лет работы шофером) столбы стоят посреди грунтовой дороги... Подъехал к его забору, он с другом вилами свеклу выгрузили, я сдал назад - вроде все нормально, столб не задену... Дают они мне банку самогона и закусь, прощаемся и трогаясь вижу, что цепляю столб, буквально чуток, защелкой заднего борта прицепа. Сдуру решаю ехать, мол, ничего страшного - отколется кусочек и всё... Да не тут то было... Столб трескается и падает как раз в ту сторону, где стоят пацаны... В зеркало вижу, что мимо, но... Смалодушничал... Поехал...Не остановился... Не вышел... Приезжаю на базу сам не свой... На работу в этот день больше не еду. На следующий день приезжаю на завод с дурными мыслями, но вижу возле буртов знакомый желтый жилет с трезубцем. Сразу от сердца отлегло... Подхожу к пацану, здороваюсь, а у него красивый, фиолетовый ,,фонарь,, на пол лица ...

Кагатное поле
Кагатное поле

Откуда, спрашиваю. ,,Так вы ж, дядьку, учора стовба зачепылы, а вин впав сусиду на сарай... Сусид и вризав, щоб таки велыки машины бильше нэ прыганяв,, - на украинской мове отвечает мне пацан... Столб, оказывается, уже поменяли, так что я отделался лёгким испугом...

Конвейер с жомом
Конвейер с жомом

На уборке буряка часто приходилось возить обратно в колхоз жом - отходы от переработки. Это отличная кормовая добавка для скота. Жом возили за наличку - 1 руб. за тонну, поэтому грузили под завязку. Жом идет вместе с водой, поэтому после погрузки сразу на весы, а затем на пару часов в пивбар напротив завода. За это время стечет несколько тонн воды... Весовой такого тоннажа в колхозе не было, поэтому платили по накладной завода. За рейс можно было 30-35 рублей заработать - большие тогда деньги, но по сравнению с тем, какой тоннаж возят нынче КАМАЗы-зерновозы, убивая дороги и нервы коллегам, вынужденным ползти за такими тяжеловозами, тот перегруз был каплей в море.

Разгрузка длинномера на кагатном поле
Разгрузка длинномера на кагатном поле

В году так 83-ем мы возили буряк на сах.завод в г. Тальное Черкасской обл. Тогда в районе было всего два гаишника - старлей начальник и сержант помощник. Нач. колонны держал наши ,,права,, у себя в сейфе, чтобы не потеряли. А гайцы никого не трогали, особенно если везешь свеклу... Напротив весовой была площадь, а за ней женская общага и пивная. Что еще надо шоферу? Напротив пивной всегда столпотворение грузовиков всех мастей и грузоподъёмностей. Как то был свидетелем такой ,,картины маслом,, - зашедшие на огонек гаишники тоже берут по пиву и начальник, молодой старлей, объявляет ,,Хлопцы! Тилькы нэ бильш чим по дви кружкы, бо трэба буряк возыты,, ...

Свежий, еще горячий сахарок
Свежий, еще горячий сахарок

К нам, крымским шоферам, всегда, в каком бы мы селе не работали, относились очень хорошо... Все гулянки, свадьбы, тем более ,,обжинки,, (гулянка по окончании уборки) без нас не обходились. Мы тоже всегда помогали и колхозу и людям - перевезти, например, кукурузу на элеватор или кому нибудь уголь из города...

Склад готовой продукции
Склад готовой продукции

Сейчас в России проблем с продовольствием, как в ,,святые 90-тые,, ,слава Богу, нет. Сахара даже переизбыток, да такой, что пришлось закрыть три сах.завода( из прессы) - склады забиты, а продукт портится. Нет давно совхозов и колхозов - сельским хозяйством занимаются крупные частные компании, вытягивая ради собственной прибыли все соки из земли и из своих РАБотников... Нет АвтоТранспортных Предприятий, с нормальными, человеческими условиями труда, когда хорошо зарабатывал не издеваясь над своим организмом, не гоняя, как проклятый по 25 часов в сутки, когда в любом месте страны мог остановиться на ночлег, не боясь быть обворованным или ограбленным...

Какое славное было времечко!... Разве мог кто нибудь тогда подумать, что пройдет всего несколько лет и страна СССР - великая и могучая, исчезнет, растворившись в нескольких независимостях, а по сути в антироссийских новообразованиях. Да и сама Россия, взвалившая на себя тяжкий груз общесоюзных внешних долгов и обязательств, превратится из оплота мира и надежды в попрошайку, с трудом сводящую концы с концами и живущую на подачки своих врагов... Никто из этих заклятых друзей уже не верил, что Россия сможет возродиться, что наши корабли и подводные лодки снова будут бороздить моря и океаны, что мы снова заставим весь мир уважать себя!

#шоферские байки #дальнобойщики #украина реалии #рассказы из жизни #СССр #развал ссср #водители