Давайте поговорим о чем-нибудь возвышенном и прекрасном. Например, о морали. Откуда она берется и как она формируется? Мы же не думаем, что свежеродившийся младенец умеет четко разделять добро и зло, имеет обостренное чувство справедливости и хорош в рассуждении о моральных дилеммах. Очевидно, что все навыки, способности и понятия ребенком приобретаются по мере взросления: от умения есть ложкой до умения мыслить. Вспомните себя в детстве, любой ранний эпизод, вы наверняка воспринимали себя полноценным человеком с полным видением реальности, четкими принципами и несгибаемой волей. Ну, образно выражаясь. Но, с другой стороны, почти любой взрослый, оказывавшийся на детской площадке, сталкивался со следующим эпизодом. Трехлетняя кроха сидит в песочнице и увлеченно поедает песок (облизывает совочек/ разламывает игрушку другого ребенка/ ложится лицом на землю/ творит еще какой-либо беспредел и т.д.). А мать малыша, нагнувшись к нему, яростно увещевает: «Арсений, ради всего святого, не позорься! Как тебе не стыдно! Люди смотрят, это же унизительно, что потом о тебе говорить будут, Арсений!» В этот момент ясный взор Арсения устремленный в никуда без тени угрызений совести и полный рот песка как бы намекают, что ни «позор», ни «стыд», ни осуждение окружающих сильно-то его не заботят. Он пока даже не понимает, что это такое. Никогда идеи общественного одобрения, высшего блага, совести и морального выбора не будут доступны малышу в таком возрасте, зато Арсений отлично понял бы: «Будешь есть песок – не получишь сладкого!». Чуть постарше ребенок сможет понять идею осуждения обществом, но не сможет понять «ради мира во всем мире», а чуть позже дорастет и до абстрактных моральных понятий.
То есть мораль – составной конструкт? Когда же появляется полноценная мораль? И что это за «полноценная мораль»? А что такое мораль малышей или детей среднего возраста, у них же все-таки имеются какие-никакие принципы? Подождите, но я знаю массу взрослых людей, у которых мораль один в один как у Арсения, а с ними что?
Вот на это все и попробуем сегодня ответить. Психолог, разработавший теорию развития морали – Лоуренс Кольберг. Теория по-своему простая и очень стройная. Согласно ей, ребенок проходит три крупных уровня морального развития, в каждом из которых есть по две стадии. Давайте пройдемся по всем ступеням формирования морали.
1) Первый уровень – это доконвенциональная мораль. На этом уровне ребенок в общем-то не учитывает, что думают, чувствуют или хотят окружающие. Все суждения отталкиваются только от своего состояния и внешних факторов. Действия направляются наказанием и выгодой, а длится эта стадия, ни много ни мало, до 10 лет (примерно).
- Стадия 1. Тут все решения принимаются только исходя из наказания, которое может получить ребенок, или поощрения (чуть в меньшей степени). Эта стадия очень близка к дрессуре животных, но что поделаешь. Главная мысль, которая отвечает за построение поведения на этом этапе: «Сделаю так – меня накажут. Наказание – неприятно, так что так я делать, пожалуй, не буду». Именно сюда мы поместим нашего Арсения: ему в общем-то наплевать и на отношение каких-то там людей и даже на отношение матери, тем более ему не интересны нормы и правила поведения, а вот что его задело бы основательно – это наказание. Если бы за поедание песка его бы сразу увели с площадки, лишили бы сладкого или поставили в угол, Арсений бы в следующий раз призадумался, стоит ли есть песок.
- Стадия 2. Тут ребенок чуть подрастает и становится крайне меркантильным и расчетливым. Вся мораль ребенка строится лишь на той выгоде, которую от получит от того или иного поступка. Да-да, если Танюша лет девяти рвется помочь бабушке донести сумки – не обманывайтесь, это не юный альтруист – она скорее всего искренне надеется на то, что бабушка за это даст ей конфету или мама будет более снисходительна и разрешит подольше поиграть на компьютере. Хотите заставить ребенка этого возраста помогать? Выторгуйте это! Увы и ах, надо принимать, что тут у ребенка мораль полностью подчинена принципу «я тебе, ты мне». С другой стороны, в этом нет ничего плохого! Все мы проходили этот этап и именно через эту стадию мы в итоге осваиваем, что быть одобряемым членом общества выгодно и хорошо.
2) Собственно лет в 10 мы «разблокируем» новый уровень – конвенциональную мораль. Тут 10-13 летние подростки выходят за рамки своих «хотелок» и усваивают концепцию общественного мнения. На первый план в определении поведения выходят нормы и правила, то есть некие внешние ограничители. Мы поступаем так, как от нас того хотят окружающие.
- Стадия 3. Тут окружающие – это пока не весь социум, а лишь родные и близкие. Родители, преподаватели, знакомые взрослые. Если бы наш гипотетический Арсений дорос до 12 лет и сохранил тягу к поеданию песка (что было бы достаточно удивительно), то он бы завязал с увлечением или научился его скрывать, потому что мать так сильно огорчается из-за таких гастрономических предпочтений. А Танюша двенадцати лет помогала бы бабушке уже абсолютно искренне, чтобы порадовать ее и заставить гордится маму. Тут формируется концепция «стыда» и появляется желание нравиться и быть одобряемым. Осуждение и поддержка родных и близких - достаточно простые и ясные ориентиры, которые быстро подводят ребенка к следующей стадии морального созревания.
- Стадия 4. Ближе к 13 годами усваивается идея норм и правил, они уже не должны транслироваться значимым взрослым, чтобы ребенок их воспринимал всерьез. Законы – основа общества, ребенок на все смотрит со строгими и ясными критериями: «Это – хорошо, это – плохо». Законы позволяют защищать себя и окружающих, выделять из общества «плохих» людей, а водораздел между черным и белым видится очень ярко. В этой стадии нередко просыпается стремление к борьбе за правду, в частности, желание указать взрослым, если они явно нарушают правила. Кстати, когда я говорю законы, я не имею в виду какую-то конкретную конституцию, билль о правах человека или уголовный кодекс. Речь о тех правилах, которые привили значимые взрослые. Это может быть и религиозная мораль, и светская этика, и любые другие нормы и правила социальных групп.
3) Высший уровень – постконвенциональная мораль. Согласно Кольбергу, лишь тут формируется истинная нравственность. На данном уровне взгляды продиктованы внутренней системой личных моральных принципов. Законы для человека на этом этапе – хорошо и важно, это инструмент соблюдения справедливости, но это не значит, что они не могут ошибаться или оказаться неприменимыми. Человек более гибко смотрит на реальность и опирается в первую очередь на свои этические принципы. Так же возникает понимание того, что взгляды на добро и право могут отличаться, что хорошо для одного - вовсе не обязательно хорошо и для другого.
- Стадия 5. Это стадия «за все хорошее», тут находится большинство из нас с вами. Человек (раньше 13 лет об этой стадии и думать рано, а обычно она формируется еще позже, так что «ребенка» можно уже смело переквалифицировать в «человека») принимает, что все люди разные, у всех есть свои права, ценности и принципы, которые надо уважать. Тут человек выступает за свободу и равенство, за возможность самореализации и выражение своего мнения, за «мир во всем мире» и «наибольшее благо для наибольшего числа людей». За единорогов и бабочек. Извините, это я уже от себя, и без тени издевки, ведь это прекрасно, что большая часть людей в идеале стремится к такому утопическому миру. Жизнь человека здесь ценится безусловно и безоговорочно. Законы, нормы и правила здесь воспринимаются, как нечто нужное и полезное, но, как бы это сказать, в разумных пределах. Грубо говоря, если законы устарели или являются вредоносными и пагубными, то человек должен обладать определенным влиянием для их смены.
- Стадия 6. Это уже зона абстрактных рассуждений, этических парадоксов и сложных нравственных выборов. Справедливость является основным мерилом верности поступка. Жизнь человека ценится с точки зрения пользы для человечества, а принципы этики освобождаются от временных и пространственных ограничений. Законы воспринимаются как полезные лишь при соответствии принципам совести. Все действия, поступки и оценки реальности проходят внутреннюю проверку на «верность», собственная выгода, одобрение близких людей или общественное мнение не играют никакого значения. Надо сказать, что даже сам Кольберг говорил, что найти человека, полностью поступающего по заветам шестой стадии – крайне сложно. Это настолько абстрактные сущности великого блага, что мы, существа живые и эмоциональные, нет-нет, да даем слабину, скатываясь на стадию пониже. Вот вам небольшой пример различия в логике пятой и шестой стадий. Итак, мы на пороге апокалипсиса, есть бункер, огромная кипа книг и бедный маленький ребенок лет семи со всем необходимым для выживания. Вы решаете, что именно отправится в бункер – ребенок или книги. Нет, вы не можете отправиться туда с ними, нет, все уместить нельзя, нет, апокалипсис не остановить и нет, способа схитрить или обмануть систему тоже нет. Жесткое или-или. Представили? Подумали? Приняли решение? Так вот, человек на пятой стадии будет склоняться к спасению ребенка – ведь жизнь безусловно ценна без всяких оговорок и спасти ее – самое святое дело. На шестой же стадии логика строится без временных ограничений «здесь и сейчас». Что такое ребенок? Это одна жизнь, без шанса продолжения, мы даже не знаем, как долго он в бункере протянет. Что такое кипа книг? Это огромное количество жизней. Жизни авторов и всех участвовавших в создании книги, культурный код и жизни всех, кто его создавал, жизни целых наций и поколений. Так что голос, несомненно, за книги. Шанс сохранить и, возможно, передать (другим формам жизни/выжившим/потомкам и т. д.) аккумулированное наследие множества людей намного ценней одного ребенка, тем более с пока почти нулевым вкладом в человечество.
Вот такие шесть полностью преобразующих нас этапов мы проходим в развитии. Это очень красивая, как по мне, теория, позволяющая глубже понять, что же такое нравственность. Грустный сюжетный поворот лишь в том, что, к сожалению, совсем не все люди успешно проходят все этапы. Каждая стадия обучает важным и дельным вещам, все они прекрасны и ценны, но совсем не каждая стадия – лучший момент, чтобы на ней остановить свое развитие. Увы, это происходит сплошь и рядом. Тем не менее остановившиеся на полпути люди воспринимают свою точку зрения как полноценную моральную парадигму. Если внимательно послушать, к чему люди аппелируют при аргументации своих решений, можно подметить, что совсем не все с отличием завершили курс формирования морали: «А что люди подумают», «Так заведено, так у всех», «Своя рубашка ближе к телу» и т. д. и т. п. Например, все мы знаем диванных поборников морали, которые не могут не высказаться и лезут со своим осуждением и претензиями в комментарии к любому посту в соцсетях. Надо признать, что поступающие так люди, сохраняющие при этом веру, что они борются за права и нормы, очевидно не вышли за пределы конвенциональной морали и ведут себя один в один как 12-летние дети, делающие замечание взрослым. Это не одиночный пример, что поделать, зато теперь у вас есть материал, чтобы и себя проверить, и с разными людьми проще находить общий язык и знать, чего ожидать от детей разных возрастов. Не стоит говорить о социальных нормах с 4-леткой или взывать к пониманию разнообразия личных мировоззрений в ответе воинствующему комментатору. Говорите на языке человека, чтобы вас понимали и не стоит обижаться на таких людей, в рамках своей парадигмы они делают все верно. Самая полезная для дальнейшей жизни мысль тут, пожалуй, в том, что, в конечном итоге каждый по-своему воспринимает принципы морали и к единым для всех «хорошо и плохо» мы никогда не придем, но умение понимать «хорошо и плохо» собеседника очень может вам помочь при нахождении общего языка, решении конфликтов, да и просто попытке понять человека.
Следите за новыми публикациями в нашем Instagram и YouTube-канале