За каждым успешным мужчиной стоит женщина. Сегодняшний пост посвящен матери Чингисхана, ее материнскому подвигу и ее большому сердцу!
Ее имя означает «Великая». Родилась примерно в 1140 году. Происходила из племени Олхонут, отличалась необыкновенной красотой. Была сосватана отцом за Чиледу, брата вождя соседнего племени Меркитов.
Отец Чингисхана Есугей-багатур отнял Оэлун силой, когда Чиледу вез Оэлун в свое племя.
Приблизительно в 1162 году у них родился сын. «Сокровенное сказание» сообщает, что он появился со сгустком крови в кулаке. Это было истолковано как знак силы. Есугей назвал сына, по существующим тогда обычаям, именем захваченного в плен врага — Темуджин, который впоследствии стал основателем великой Монгольской империи — Чингисханом. После Темуджина один за другим стали рождаться здоровые, крепкие дети: Джочи–Хасар, Хачиун, Тэмуге, на девятый год появилась девочка Темулун.
В 1171 году Есугея отравили недруги из соседних племен. После его смерти, его родственники и сподвижники решили взять власть в улусе в свои руки. Оэлун не собиралась никому отдавать наследственную власть мужа. Она выразила возмущение и стала добиваться большего уважения к себе, как к вдове Есугея, и к его детям. Своими речами и действиями Оэлун как бы нарушала вековые законы степи. Оэлун была первой женщиной, описанной в летописях, которая восстала против старых порядков в кочевом обществе. Но родственники мужа отказались признать её руководящую роль. Все родичи и вассалы покойного Есугея покинули родовое стойбище. При этом родственники прихватили всё имущество покойного Есугея-багатура, забрали весь скот, чем обрекли семью на голод.
Оэлун осталась одна с детьми. С ней осталась также младшая жена Есугея и два ее сына.
Женщина не опустила руки.
В «Сокровенном сказании» описывается, как подоткнув юбку и твердо закрепив на голове шапку, женщина благородных кровей с заострённой палкой в руке без отдыха выкапывала корни трав и клубни саранки, собирала дикие плоды с деревьев и кустов по склонам Бурхан-Халдуна. «Дикие лук и чеснок ели сыновья благородной матери, пока не стали правителями». Находясь в суровых условиях, Оэлун не допускала пессимизма и все время повторяла детям: «Трудолюбивый не может умереть с голода».
Как отмечает «Сокровенное сказание», Оэлун воспитывала детей на героическом эпосе. Она рассказывала сыновьям об их великом деде Хабуле, который стал первым вождём, правившим всеми монголами и первым Хо-Лома, принявшим титул хана. Темуджин жадно слушал мать, стараясь запомнить все древние сказания. Так, благодаря матери, в мечтах юного Чингисхана возник образ идеального хана — объединителя монголов.
Темуджин никогда не забывал уроки матери и её огромные заслуги. Даже в зрелые годы он всегда прислушивался к её мнению. Мать была для него святыней.
Прошло несколько лет, дети подросли. Темуджин мужал и становился сильным воином. Одержав первые, пусть незначительные победы, он решил жениться. Когда молодой Темуджин привёз в дом свою невесту Борте, вместе с ней приехала и тёща, которая преподнесла Оэлун царский подарок — доху (шубу) из черного соболя. Впоследствии именно эта шуба сыграла решающую роль в быстром возвышении Темуджина. Оэлун могла бы выгодно обменять эту шубу на целую отару овец и навсегда бы избавила семью от нужды. Но будучи тонким политиком, обладавшим интуицией, Оэлун решила инвестировать «свалившееся» на неё богатство в политическую карьеру сына. Вряд ли Темуджин в свой «медовый месяц» мог о чём-либо думать, кроме молодой жены. Мать предложила ему при помощи этой шубы «купить» покровительство Тогрил-хана Кераитского. Растроганный таким дорогим подарком, Тогрил сказал: «В обмен на соболью шубу я соберу твой разбредшейся народ». Блестящий план матери и сына удался. Обретя покровительство Тогрил-Хана Темуджин стал его вассалом и получил определенный статус в обществе монголов. Не без помощи Оэлун среди монгольских племён стремительно стали распространяться слухи, что молодой Темуджин — избранник Небес. Со всех сторон к нему потянулись кочевники. Оэлун была стратегом и дальновидным политиком. Сам Чингисхан, благодаря матери, искренне уверовал в свою божественность. Эта вера стала причиной рождения харизмы великого Монгола, которая помогла ему вдохновить соратников и подданных на великие завоевания.
Мать Чингисхана также усыновила и воспитала много сирот — детей вражеских племён. Эти воспитанники Оэлун впоследствии сделались нойонами — высшими военачальниками в войске Чингисхана — и занимали ключевые посты в созданной им империи. Таким образом Оэлун стала символом гуманизма, стойкости, олицетворением величайших морально-нравственных качеств женщин монгольского народа.
До конца жизни Оэлун пользовалась огромным влиянием на сына. Только матери было позволено указывать на ошибки и учить уму разуму Потрясателя Вселенной. Она прожила долгую жизнь, увидела триумф Чингисхана в 1206 году. Монголы до сих пор почитают Оэлун как святую.
В Бурятии, в верховьях реки Оронгой находится старинная обоо — буквально «насыпь» — культовое сооружение. По местному преданию, её создал сам Чингисхан в 1212 году на родине предков своей матери. На вершине обоо, выполненной в виде небольшого плато, были установлены молитвенные барабаны — хурдэ. На протяжении веков поклониться матери Великого хана на это плато приходили представители всех монгольских родов. Паломничество прекратилось в эпоху воинствующего атеизма. В конце 1990-х годов многовековая традиция поклонения возродилась. Буддистские ламы-священнослужители вновь проводят религиозные обряды в этом священном месте.
К сожалению, в современной литературе, образ этой великой женщины раскрыт недостаточно. Самым близким к «Сокровенному сказанию» образ Оэлун раскрыл Исай Калашников в романе «Жестокий век», где Оэлун является одним из центральных персонажей.
Очень советую почитать!